Анна Курская, обозреватель РИА Новости.
В понедельник выпускники российских школ приступили к массовой сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году школьников ждут более жесткие наказания за нарушения, но они вряд ли решат проблему прозрачности и доверия к ЕГЭ, считают эксперты.
Процедура сдачи ЕГЭ каждый год обрастает все новыми способами защиты от списывания, а меры наказания для нарушителей вводятся все более жесткие. В этом году Рособрнадзор постарался искоренить такое зло, как распространение экзаменационных заданий в интернете.
Проблема размещения контрольно-измерительных материалов (КИМ) в соцсетях возникла одновременно с самой системой ЕГЭ. На руку нарушителям всегда играла разница часовых поясов в России. Выпускник с Дальнего Востока или из Восточной Сибири, который тайно пронес телефон в экзаменационную аудиторию, успевал сфотографировать КИМ и выложить его в интернет, пока у школьников из Центральной России еще не наступило утро.
Руководство Рособрнадзора много раз говорило о том, что вариантов заданий очень много, и этот способ списывания никому не поможет, но нарушители не переводились.
Раньше пойманный на манипуляциях с телефоном выпускник выдворялся из аудитории, но все-таки, получив разрешение экзаменационной комиссии, мог придти переписать экзамен в так называемый резервный день. В этом году школьник, изобличенный в размещении своего КИМа в интернете, может поплатиться аттестатом: пересдать экзамен он сможет только через год.
За тем, чтобы подобных нарушений не было, следят не только наблюдатели в экзаменационных аудиториях, но и специальные сотрудники Рособрнадзора через интернет. Если им удастся найти экзаменационные задания в интернете, по словам главы ведомства Любови Глебовой, вычислить злоумышленника не составит никакого труда: с 2012 года все КИМы защищены специальными индивидуальными метками.
Тем не менее, чиновники предпочли подстраховаться и со стороны социальных сетей, где в предыдущие годы "процветали" группы по коллективному решению заданий ЕГЭ. Руководство крупнейших российских соцсетей, по словам Глебовой, согласилось следить за тем, чтобы КИМы не размещались на их страницах.
Новые способы защиты от списывания на ЕГЭ носят скорее устрашающий характер, чем являются серьезными системными мерами, поскольку их будут применять лишь тогда, когда нарушителей удастся засечь, считает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. Тем не менее, ясная и жесткая позиция Рособрнадзора, по ее мнению, сможет остановить сомневающихся выпускников.
"Некоторые из них предпочтут рассчитывать на свои силы, чем оказаться перед риском потери года. Особенно это важно для ребят, которых в этом случае могут забрать в армию. Но, конечно, настоящих воспитательных системных мер это не заменяет", – рассказала РИА Новости эксперт.
Гонка вооружений плюс коррупция
Фактически, сегодня между организаторами ЕГЭ и выпускниками, которые хотят получать помощь извне, идет "гонка вооружений", соревнование технических средств. В то время как электронные средства связи становятся все миниатюрнее и неуловимее, организаторы экзамена ищут новые способы их нейтрализовать.
Пока это соревнование выигрывают школьники, которых не запугали репрессивные меры прошлого года, считают эксперты. Но это было бы еще полбеды; проблема состоит в том, что списывать школьникам зачастую помогают сами организаторы экзаменов на местах.
"К сожалению, ситуация в России очень неоднородная. Есть относительно честные и прозрачные ситуации, когда ребята сдают ЕГЭ в одинаковых условиях. Но есть ситуации, в которых и педагоги, и те, кто принимают экзамен, заинтересованы в том, чтобы результаты были хорошими независимо от уровня знаний", – отметила Ирина Абанкина.
Рособрнадзор, устанавливая наблюдателей в аудиториях, отлавливая нарушителей в интернете, идет по пути усиления контроля за процедурой сдачи ЕГЭ. Но этого недостаточно для системного решения проблемы, полагает директор Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Виктор Вахштайн.
"Можно поставить наблюдателей, можно поставить наблюдателей за наблюдателями, сторожей над сторожами, но это все инструментальные меры, которые не решают институциональных проблем, и сами по себе не могут привести к цели – устранению нарушений", – рассказал он РИА Новости.
В предыдущие годы многие нарушения происходили не в аудиториях, а за их пределами, когда организаторы экзамена подменяли ученикам их экзаменационные листы, добавляя правильные ответы, или приписывали им баллы в отчетной документации.
"Конечно, трудно поставить институциональные барьеры на пути таких нарушений, – полагает Ирина Абанкина. – Но подмена работ, приписка баллов, по сравнению с тем, что пишется в аудиториях, – явление более "штучное", не массовое. Массово работы никто не меняет и на себя такой риск не берет".
Тем не менее, этот "немассовый" поток нарушений разрастается на всех этапах поступления в вуз, начиная от сдачи ЕГЭ, и заканчивая подачей заявления в вузы и резервирования мест для поступивших. Нарушения этого рода всем хорошо запомнились после прошлогоднего скандала с "мертвыми душами" в одном из московских мединститутов.
"У школьников и их родителей создается системное ощущение несправедливости", – подчеркнула директор Института развития образования НИУ-ВШЭ.
Недоверие к ЕГЭ не снижается
Несмотря на все усилия чиновников от образования, растет число россиян, которые считают, что после введения ЕГЭ уровень коррупции в сфере образования повысился. Согласно данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), проведенного в мае этого года, сегодня такой точки зрения придерживаются 28% опрошенных, и лишь 5% считают, что уровень коррупции снизился. Год назад эти цифры составляли 22% и 7% соответственно.
Впрочем, предубеждение против ЕГЭ не всегда основано на реальных нарушениях, считают эксперты. Часто негативное отношение к системе Единого госэкзамена бывает вызвано тем, что родители учеников утратили ощущение контроля за ситуацией.
Раньше многие жители крупных городов могли "подстраховать" поступление своих отпрысков в престижные вузы тем, что отдавали их на подготовительные курсы или к репетиторам из этих вузов, "гарантирующим результат". Сегодня родителям уже не так ясно, что делать, куда обращаться, если их дети демонстрируют недостаточно высокий уровень знаний. Естественно, ЕГЭ вызывает у них недоверие и неприязнь, считает Виктор Вахштайн.
Отчасти негативное отношение школьников и их родителей к Единому госэкзамену формируется школьными учителями, полагает Ирина Абанкина. По ее мнению, раньше школьные педагоги относились к приему в вузы относительно индифферентно, они понимали, что оценки в аттестате не имеют для поступления в вуз принципиального значения. Поступление осуществилось не за счет усилий школы, а за счет дополнительных затрат родителей на курсы и репетиторов.
"Прямой ответственности учителей не было. Как учили – так учили. Какие ставили оценки – такие ставили. Сегодня за результаты ЕГЭ стали отвечать учителя. Они сами нагоняют волну страха, стресса, желания заниматься дополнительно, потому что боятся, что их ученики плохо сдадут ЕГЭ, и не верят в системность своих результатов", – подчеркнула эксперт.
Впрочем, ЕГЭ – лишь часть жизни общества, и трудно было бы ожидать, что эта часть будет жить по другим законам, нежели все общество в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции