Вера Рыклина, для РИА Новости.
В среду отмечает юбилей Юрий Шевчук - один из немногих отечественных музыкантов, оставшихся верными русскому року. Шевчуку - 55. Это выглядит странным и даже неожиданным: кажется, у него вообще не может быть возраста. Юрий Шевчук - бессменный лидер группы ДДТ, вечный борец и непоправимый романтик: он из тех немногих, кто всю свою длинную публичную жизнь прожил в согласии с самим собой - цельным, принципиальным и оттого абсолютно неподвластным времени - ни в смысле творческой востребованности, ни в смысле творческой актуальности.
Он не музыкант, не поэт и не общественный деятель. Шевчук - культурный герой, вроде Прометея или Гильгамеша: он вместе с бардами и рокерами принес в Россию музыку социального протеста и уже четверть века фактически в одиночку тащит ее за собой.
В огромной плеяде представителей отечественной рок-музыки Шевчук редкий везунчик, которому уже больше 30 лет удается держаться на плаву - постоянно, а не от случая к случаю, собирать большие залы, выпускать новые пластинки, а не ремейки на старые хиты. Цой умер, БГ сдулся, Бутусов улетел на Юпитер.
Те немногие из старожилов, кто хоть как-то держится на виду, ушли в рокопопс, остальные занялись продюсированием молодых артистов мутного жанра.
Шевчук, кажется, единственный из рокеров, кто сумел сохранить не только музыкальную привлекательность, но и остался верен русскому року в главном - Шевчук по-прежнему поет остросоциальную музыку и участвует в общественной жизни, оставаясь тем, кого раньше называли кумиром, а нынче просто трендсеттером.
Юрий Шевчук - ровесник моих родителей, его группа ДДТ - моя сверстница. Я была совсем маленькой, когда в отцовской машине играл "Милиционер в рок-клубе". Я помню, как доставала родственников припевом из "Мама, я любера люблю" и прислушивалась к "Родине-уродине", звучащей с террасы, где заседали взрослые. Потом уже сама голосила с друзьями под гитару "Здравствуй, ночь Людмила" и рыдала в подушку под "Это все". Так странно получилось, что Шевчук - даже не будучи моим любимым музыкантом - живет со мной всю жизнь.
Шевчуковская группа ДДТ точно так же прожила последние 30 лет со страной - вместе со всеми приветствовала Перестройку, пережила рассвет и закат Новой России, встретила новый застой.
За все эти годы голос Шевчука не стал тише. Социальная ответственность, которую он ощущает, выходит за рамки музыки и творчества. У него всегда есть мнение, и он всегда открыто его высказывает. На самом деле, это неотъемлемая часть образа, работы и судьбы рок-музыканта да и вообще любого публичного персонажа. Полвека назад, например, Боб Дилан участвовал в акциях против войны во Вьетнаме. Сейчас Джорджа Клуни арестовывают за поддержку Южного Судана. Это только два примера, и их там много.
А у нас он такой активный и известный один. Шевчук пел для российских солдат в Чечне и отечественных миротворцев в Косове. Он проводил фестивали, посвященные памяти жертв локальных конфликтов. Он передавал часть вырученных средств от концертов пострадавшим во время войны с Грузией. Он устраивал спецгастроли по Украине в честь 1020-летия крещения Руси и в поддержку РПЦ в незалежной. Наконец, он выступил в поддержку Маршей несогласных и, получив словесную оплеуху от Путина, даже стал на некоторое время главным певцом зарождающегося российского политического протеста.
В 2005 году Шевчук пишет "Контрреволюцию", в 2007-м - "Когда закончится нефть". Год назад он выпускает альбом "Иначе" - с композициями "Новая Россия", "За тобой пришли" и "Песня о свободе".
Острые и важные песни на все времена, вроде "Перемен" группы "Кино" или "Круговой поруки" от "Наутилуса", в том или ином количестве были в копилке у любой команды эпохи позднего СССР. Но больше таких практически и не пишут. Актуальной новой рок-музыки у нас в принципе нет: на смену ей - как социальному явлению - пришел рэп.
На смену Шевчуку не придет никто. Потому что он, похоже, уходить никуда не собирается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции