Рейтинг@Mail.ru
Пхеньян никого не напугал ракетой, хотя очень старался - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пхеньян никого не напугал ракетой, хотя очень старался

Читать ria.ru в
Повторить в 2012 году технологическое достижение СССР от 1957 года (то есть запуск первого в мире спутника Земли) Северная Корея не смогла, ее баллистическая ракета развалилась и упала в море через несколько минут после старта. Осталось подвести итоги международного дипломатического сюжета вокруг этой истории: из-за чего спорили, чего добились.

Константин Богданов, Дмитрий Косырев, обозреватели РИА Новости.

Повторить в 2012 году технологическое достижение СССР от 1957 года (то есть запуск первого в мире спутника Земли) Северная Корея не смогла, ее баллистическая ракета развалилась и упала в море через несколько минут после старта. Осталось подвести итоги международного дипломатического сюжета вокруг этой истории: из-за чего спорили, чего добились.    

Мирное достижение с военным подтекстом

С самого начала была заметна разница между одними странами (или экспертами), которые предпочитали говорить о баллистической ракете, и другими, которые говорили о запуске спутника. То есть спорили о войне и мире. Проблема в том, что перед нами и то, и другое одновременно.

Запуск Пхеньяном своего орбитального аппарата должен был стать своего рода военно-технической демонстрацией флага, каковой, во многом, был и запуск советской ракеты Р-7 ("семерки") с первым спутником на борту. "Семерка", напомним, стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой. Четко принимаемое "бип-бип" спутника с орбиты яснее любых парадов и боевых стрельб дало понять, что отгородиться океанами у США при случае уже не выйдет.

Подтвержденный старт своего спутника позволил бы Пхеньяну, по крайней мере, успешно сделать вид, что у него потенциально есть боевое средство, способное достать Америку. "Сделать вид" - потому что между запуском спутника на орбиту и ядерного боеприпаса по Северной Америке есть некоторая разница.

Например, возникает вопрос точности. Конечно, сделав достаточно мощную бомбу, можно не заморачиваться прецизионным наведением: кинуть ее куда-нибудь в густонаселенную агломерацию плюс-минус два километра - и только. КНДР все же не Россия, чьи ракетные силы в случае гипотетической войны должны уметь решать, в том числе, и задачи контрсилового удара, требующие точного наведения ядерных блоков по шахтам и командным центрам стратегических сил США. Тут все грубее и проще.

Но есть и куча других проблем. Простейшие спутники - изделия компактные и довольно легкие. С ними могут конкурировать в этом смысле только современные ядерные блоки средней мощности, стоящие на вооружении ядерных сверхдержав. Но Пхеньян-то такими технологиями не обладает (и еще долго обладать не будет).

Строго говоря, до сих пор не решен вопрос о том, превратилась ли способность КНДР производить ядерные взрывные устройства (только официально подтвержденная на испытаниях минимум дважды) в способность производить ядерные боевые части для имеющихся носителей (сомнений в этом изрядное количество).

Испытательная сборка, которая способна рвануть на полигоне, может иметь потенциально любой размер и вес. В этом смысле хорошо иллюстрирует вопрос разница между первым в мире термоядерным устройством (Ivy Mike, 1952 год, США) - 62-тонной многоэтажной этажеркой, и первым в мире термоядерным боеприпасом (РДС-6с, 1953 год, СССР) - бомбой, влезавшей в отсек бомбардировщика Ту-95. В ракетной же головной части счет идет на килограммы и сантиметры, там не должно быть ничего лишнего, а это требует развитой технологии.

Если КНДР и сподобится в ближайшее время создать ядерный блок, то это, скорее всего, будут блоки для "региональных" систем, больше угрожающих Сеулу и Токио, чем Вашингтону. Те системы, на базе которых сейчас демонстрируется попытка овладеть технологиями космонавтики, ядерные боевые части смогут нести еще не скоро. Это было бы так, даже если бы нынешний запуск не провалился.

Это такая дипломатия

Все сказанное выше объясняет и специфическую реакцию внешнего мира на заранее объявленный запуск северокорейской ракеты. Да, вроде бы нужные слова осуждения были произнесены буквально всеми, но… Здесь достаточно посмотреть на "контрольный опыт" с Ираном. Дело в том, что еще в середине этой недели считалось, что два события произойдут в один день - запуск корейского спутника и переговоры с Ираном в Стамбуле. Пхеньян чуть поторопился, но это уже не имеет значения. Значение имеет простой факт: в ключевых мировых СМИ Иран все эти дни был на первых страницах, а Корея - где-то сзади.

Хотя сюжеты изначально - полные близнецы. Две страны, находящиеся под санкциями ООН за одинаковую политику, сильно похожую на путь к созданию своего ядерного арсенала. Две группы почти одних и тех же государств, ведущих с обеими странами многолетнюю дипломатию с целью не допустить их до ядерного статуса. Причем дипломатию, успешную весьма условно, если не сказать хуже.

Но разница в подходах все же есть. Вот сюжет с попытками не дать Пхеньяну запустить свою ракету: заранее объявленный запуск осудили все. США, Россия, Китай, не говоря уже о Японии, над которой пролетали предыдущие северокорейские ракеты. Все напомнили Северной Корее о резолюциях Совета Безопасности ООН, 1718 и 1874, запрещающих Северной Корее проведение пусков ракет с использованием баллистических технологий. Все строго пригрозили последствиями.

Но есть нюансы. В прошлые выходные была встреча министров иностранных дел Китая, Южной Кореи и Японии, на которой, среди прочего, в очередной раз строго предупредили Пхеньян. Но когда японских дипломатов спросили, готов ли Пекин на новые и жесткие шаги в СБ ООН, они грустно покачали головами.

Ранее Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел России, произнес замечательную фразу: надо "откалибровать" реакцию на предстоящий запуск. То есть, видимо, сопоставить то, чего хотим добиться, с мерами, которые можем принять.

То, что вытворяет Пхеньян - это вообще-то такая дипломатия. Вместо шестисторонних переговоров (две Кореи, США, Россия, Китай, Япония) северные корейцы ведут диалог с США (в последнее время проходил в Берлине). На них Пхеньян по привычке пытается поднять ставки, ведь прежние корейские ракеты еле долетали до Аляски, а тут - если бы запуск получился - все было бы пострашнее. Япония? Да, ее напугали чрезмерно, но если прежние три ракеты летали как раз через Японские острова, то нынешнюю нацелили на юг, в сторону Филиппин. Все очень тонко и дипломатично.

Суть дела в том, что как Пхеньян ни старается хорошенько напугать своих партнеров по переговорам собственной ядерной мощью, у него это не получается. А у Ирана, наоборот, все получается очень здорово. Хотя Пхеньян уже обзавелся, похоже, несколькими примитивными ядерными зарядами, а Тегеран - нет.

Поэтому и отношение мировых держав к двум нарушителям тут разное. Можно предсказать, что свое Северная Корея в этот раз получит (запуск все же был, хоть и неудачный), но северокорейский ядерный кризис и дальше будет решаться путем долгих переговоров. Которые пусть и после президентских выборов в США в ноябре, но все же имеют шанс на относительно успешное завершение. А что будет с Ираном - другой вопрос.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала