Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Второй по рейтингам республиканец, участник предвыборной гонки в США Рик Санторум снял свою кандидатуру, поскольку не хочет бороться с очевидным лидером своей партии, Миттом Ромни. То был очевидный и ожидаемый шаг, да и вообще, только что опубликованный опрос "Вашингтон пост" - ABC News показывает, что Америке в ноябре этого года предстоят скучные - во многих смыслах - выборы.
Неужели Митт?
На выборах не будет того, что так любит публика - двух равных соперников, на них также не будет столкновения свежих и ярких в глазах избирателя личностей. В том смысле, что президент Барак Обама уже стал чем-то привычным, а вот его очевидный республиканский оппонент Митт Ромни хотя и почти выиграл право на номинацию от своей партии, но в процессе успел здорово надоесть даже своему потенциальному электорату.
Было замечено, что после выигрыша на прошлой неделе республиканских "праймериз" в Висконсине, Мэриленде и столичном округе Колумбия Митт Ромни устал, начал оговариваться и произносить что-то несуразное, а в последние дни и вовсе исчез с глаз публики.
Мог, вроде бы, позволить себе отдых. Хотя формально он еще не кандидат, критическое число голосов республиканцев уже набрал. Вот и упомянутый выше опрос установил, что 44% республиканцев и их беспартийных сторонников хотят видеть кандидатом Ромни.
Есть, правда, еще 25% тех, кто не хотел выхода из гонки Рика Санторума. Это особая публика - ревностные американские протестанты, они понимали, что Санторум - не кандидат, просто им нравились его проповеди под видом предвыборных выступлений. Но, как видим, проповедник тоже устал, еще больше Ромни.
Так что американские консерваторы, с одной стороны, все для себя уже избрали, а с другой… Несколько дней назад "Нью-Йорк таймс" вышла с комментарием, озаглавленным - в примерном переводе - так: "Неужели Митт? О, нет". Здесь дело в том, что партия - а с ней примерно половина политически активной Америки - надеялась на полную перезагрузку подорванной президентством Джорджа Буша республиканской идеологии, включая перезагрузку кадровую. И увидев, что лучше Ромни кандидата не выявилось, эта часть избирателей огорчилась.
Похоже, что чуда не случилось и дела республиканцев не блестящи - нет у них ничего подобного Рональду Рейгану, которого сейчас считают почти легендарным персонажем (а что о нем говорили в дни его президентства - не интеллектуал, много спит и т.д. - уже не вспоминают).
Женщины предпочитают Обаму
Но вернемся к упомянутому выше довольно подробному исследованию по заказу двух ведущих СМИ США. Там много интересного. Для начала - Обама на данный момент очевидный фаворит, он победил бы сегодня Ромни со счетом 51-44 (процент голосов опрошенных; еще 5% не определились). Правда, в 1988 году Джордж Буш-старший начал кампанию с худшим отставанием, но потом победил.
Если говорить о национальных группах, то 90% чернокожих будут голосовать за Обаму (а как же иначе?), зато не все ясно с многочисленной и разнообразной группой "испаноговорящих", ее считают резервом Ромни.
Самое слабое место Обамы - экономика, тут и без опроса заметно, что президент немножко загрустил, больше не воспламеняет речами и тщетно уверяет американцев, что дела налаживаются. Избирателям не нравится рост цен на бензин, безработица и… неспособность Обамы справиться с кознями республиканцев в Конгрессе (те блокируют и выхолащивают все его экономические акции).
А вот что касается его соперника… Оказалось, что красавец Ромни не очень нравится женщинам. Причем особенно - образованным, независимо от цвета кожи. Они заметно предпочитают Обаму. Как, впрочем, и избиратели до 29 лет.
Ромни (или, если хотите, консерваторам - республиканцам) остались мужчины, причем с упором на среднеобразованных. Почему? Может быть, дело в общем впечатлении от нынешнего президента - его считают "дружественным и симпатичным", и еще "вдохновляющим" вдвое больше опрошенных, чем Ромни.
Из всех цифр и фактов эта история с женщинами, не любящими Ромни, наиболее примечательна. Похоже, республиканцы в своем обострившемся консерватизме сами себе "выстрелили в ногу", наговорив (устами всех претендентов, не только Ромни) множество вещей, которые женщинам не понравились.
Похожие результаты прежних опросов уже анализировались, и мысль такова: вся республиканская идеология в ходе послебушевских перемен стала чересчур мужской, дамам же нравятся идеи демократов, например, насчет поддержки детей, пожилых и больных.
Американцы совсем не японцы
Для того, чтобы увидеть особенности американской ситуации, нужен не просто человек со стороны, а желательно японец. Мицуеси Нисимура был дипломатом, послом Японии по делам окружающей среды, и в качестве такового имел шанс наблюдать за особенностями тех или иных стран.
Сейчас по поводу кампании в США он высказывается так: "для народов Японии и Америки невозможно разделять одинаковые ценности, и этого не должно быть. Япония, тем не менее, должна понять сущность нынешнего боксерского поединка в Америке, особенно когда величайшее за 120 лет идеологическое расхождение грозит расколоть страну".
В чем же эта самая "сущность поединка"? Америка, напоминает посол, всегда отрицала коллективизм (милый сердцу японца, да и не только японца) и верила в автономность личности. Но сегодня эта идеология (и особенно ее результаты), довела в США раскол между бедными и богатыми до крайности, и республиканцы реагируют на ситуацию неадекватно. Если коротко, то японский наблюдатель видит в происходящем уход американского консерватизма в экстремизм, за пределы разумного и полезного для самих консерваторов. А это, конечно, кризисная ситуация.
И, добавим, происходящее вовсе не гарантирует США переизбрание Барака Обамы на второй срок, так же как правления демократов на все время, пока республиканцы будут переосмыслять себя методом проб и ошибок. Во времена "величайших идеологических расхождений" всякое случается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
