Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Писать книги для детей - это круто. Но пока не в России

2 апреля - Международный день детской книги
2 апреля - Международный день детской книги. Но России праздновать нечего: на нашем рынке детской литературы практически полностью отсутствует качественный товар. Редкие хорошо оформленные переводные книги от маленьких издательств - капля в море, а крупные игроки предпочитают современным писателям советских классиков...

Вера Рыклина, для РИА Новости.

2 апреля - Международный день детской книги. Но России праздновать нечего: на нашем рынке детской литературы практически полностью отсутствует качественный товар. Редкие хорошо оформленные переводные книги от маленьких издательств - капля в море, а крупные игроки предпочитают современным писателям советских классиков, произведения которых можно выпускать огромными тиражами и с убогими дешевыми иллюстрациями. Это тупик, единственный выход из которого - господдержка детского книгопечатания по западному примеру. 

Прошлым летом я отдыхала в небольшой голландской деревушке неподалеку от немецкой границы. В близлежащем городе было всего несколько магазинов: огромный супермаркет, небольшой мультибрендовый "бутик" с одеждой и книжный. Рядом с книжным располагалась палатка с китайскими очками, футболками и чемоданами. Именно там я купила чемодан за 20 евро, в который сложила три купленных пары обуви по 5-7 евро и восемнадцать детских книжек по 15-20 евро каждая. 

Сегодня Международный день детской книги, чем не повод дарить подарки. А с тех пор как у меня и моих друзей появились дети, книга действительно стала лучшим подарком - в особенности, если она рассчитана на самых маленьких и если ее привозят из-за рубежа. 

И уже неважно, откуда именно: такие мелочи, как текст на неродном - голландском, португальском или греческом - языке уже давно никого не смущают. Потому что детские книги, приобретенные в любой лавке в европейской глубинке, на порядок привлекательнее, чем большинство того, что продается в самых крупных магазинах Москвы. 

Секрет прост. В западной детской литературе есть то, чего давно почти не осталось в российской: высокого уровня качества книги как конечного продукта. Это когда в книге все прекрасно - и текст, и рисунки, и то, что хотел сказать автор. У нас такие книги - редкость. То яркое, смешное и переводное, что выходит в относительно небольших издательствах, вроде "Самоката" или "Розового жирафа", - микроскопическими тиражами по 3000-5000 экземпляров, - можно считать статистической погрешностью.

Десять детских книг в подарок: от букашки и удава до вождя краснокожих >>

Полки "Дома Книги" на Арбате пестрят всевозможными изданиями. Многочисленные переводные фэнтези, детективы для подростков и романы для девочек - халтура по всем пунктам: и по тексту, и по картинкам и даже по качеству бумаги. А если это замечательные стихи Барто, то с какой-нибудь страницы на вас обязательно взглянет омерзительный заяц с красным бантом на ухе и глазами навыкате, а Наша Таня, наверняка, напомнит о героинях пин-апа. Если в руки попадется Чуковский, то таракан на обложке будет выглядеть так, будто он побывал на Фукусиме и ужаснулся. И облучился, конечно, тоже. Если же вдруг повезет с картинками, то текст лучше не читать вовсе: лучше бы он был написан на голландском. Или на суахили.

Спрос есть, предложения нет

Спрос на детские книги - огромный и очень понятный. Индустрия всего детского в России начала развиваться относительно недавно, когда в семьях появились свободные средства на то, чтобы покупать малышам джинсы за 2000 рублей вместо ползунков за 200. Дорогие игрушки, кроссовки, специальные меню в ресторанах, развлекательные центры - спрос до сих пор очень сильно превышает предложение.

Детский книжный рынок - такое же непаханое поле. Доля детской художественной литературы в российском издательском бизнесе сейчас, по разным данным, составляет от 10 до 13%. Для сравнения: например, в Штатах, каждая четвертая изданная книга - детская. 

Московские издатели рассказали, что читают современные дети
В теории есть куда стремиться. Но на практике все гораздо сложнее. Детская книжка - это очень дорого. Для качественного издания нужна хорошая, плотная бумага, яркие разноцветные краски, крупный шрифт и большое количество рисунков, а значит и страниц. Как говорят сотрудники издательств, себестоимость хорошего детского издания составляет около 120-150 рублей. По закону рынка, издателю не выгодно продавать такую книгу меньше чем за 300-400 рублей. Вместе с магазинной наценкой получается под полтысячи. И это проблема. Потому что платить такие деньги за книжку, страницы которой вскоре будут изрисованы, измяты или вырваны, и которая достаточно быстро перестанет быть интересной растущему хозяину, готовы далеко не все.

Ангелина, сотрудница крупного столичного издательства, просившая не называть ее фамилию, рассказывает, что "выпуск хороших детских книжек - это просто нерентабельно: большой тираж не разойдется, а в маленьких для таких гигантов нет смысла". 

Господдержка на все случаи 

На Западе книги - и взрослые, и детские - тоже очень дороги, иногда даже дороже, чем у нас. Но тамошние законы рынка позволяют любому - и большому и самому крошечному издательству - выпускать качественную детскую литературу в любом количестве. Просто потому, что издавать детские книги там всегда выгодно. И дело тут даже не в очень распространенной в США и Европе системе грантов, когда писателям, выигравшим конкурс, помогают печататься благотворители. 

В большинстве западных стран выстроена очень серьезная система господдержки детского книгопечатания. 

Почти в 20 европейских странах издательствам, выпускающим книги для детей, предоставляются налоговые льготы. Министерства культуры по всему миру учреждают премии для детских писателей и спонсируют победителей. 

В Англии, например, несколько раз в год проводят праздники чтения в районных библиотеках, где книги продаются со скидкой, а разницу с рыночной ценой оплачивает государство. Швеция субсидирует издание книг, выбранных специальным экспертным советом, - из числа тех, что явно не окупятся. В Германии и Австрии издателям гарантирован частичный выкуп книг детскими библиотеками. Во Франции дотируется деятельность детских книжных клубов.

Выбора нет 

По словам Анны Насиновой, генерального директора издательства "Детгиз", "для поступательного развития интереса к чтению ребенку книжная новинка нужна каждые две недели". 

Для России цифры нереальные. Наш ассортимент поражает своей скудностью. В многочисленных родительских рейтингах на первых местах - всегда те же Барто с Чуковским, как будто за последние 50 лет больше ничего не было написано. А ведь дело не в том, что советские классики лучше современных писателей. Они просто гораздо доступнее, благодаря все тому же принципу российского издателя: выпускать много и дешево. 

На самом деле это катастрофа. Потому что хорошие стихи наших классиков настолько оторваны от существующей действительности, что становится не очень понятно, зачем их вообще читать детям. Проблема чисто бытовая: даже я уже с трудом себе представляю, что такое детские чулки и лиф, про которые каждое второе советское стихотворение. 

На Западе заинтересованности в тираже нет, и именно поэтому там появляются сотни книг на любой вкус и цвет. Хоть про марихуану для малышей, хоть про диету для похудания для девочек от 7 лет. Я не сторонник детских книг про марихуану, но я за новые и актуальные тексты.

"Такое разнообразие позволяет нам выпускать по несколько книжек в месяц, - говорит Хелен Милз из нью-йоркского издательского дома HarperCollins Publishers. - И мы точно знаем, что на любую книгу найдется свой покупатель".

Подработка, а не призвание

Проблема с ассортиментом связана не только с нежеланием издателя печатать неизвестных авторов, но и с острой нехваткой этих самых авторов. Как сказал Сергей Михалков на одном из форумов по развитию детского чтения несколько лет назад: "Детской литературы в России больше нет. Старые писатели умерли, а молодые ещё не народились". 

В принципе, это правда. У нас появились очень хорошие детские поэты, а вот с прозой совсем беда. Понятно, что гонорары напрямую зависят от тиражей, а значит, писать детские книги еще менее выгодно, чем их издавать. Но дело не только в деньгах. Быть детским писателем на Западе - это круто.

Вообще, там творить для детей - это не подработка, как в России, а большая ответственность и почетная обязанность. 

Для голливудского актера сниматься в детском фильме - вершина карьеры, лучший признак народного признания.

Так же и с книгами. Когда президент США Барак Обама пишет детскую книгу, он не борется за голоса избирателей. Когда Мадонна придумывает сказки, она не надеется, что кто-то из родителей купит ее диск. И даже рэпер 50-Cent не пытается привлечь внимание к своему концерту, написав книгу для подростков.

"Писать для детей - это привилегия, - говорит Хью Доналд из Young Readers - Penguin Group. - Многие знаменитые люди пишут детские книги просто потому, что очень важно сделать что-то хорошее для детей".

Вот этого-то понимания и не хватает в России. И неизвестно, кому больше: писателям, издателям, родителям или чиновникам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.