Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Российские военные не будут закупать бронетранспортер БТР-90. Об этом сообщил пресс-секретарь "Военно-промышленной компании" (производителей машины) Сергей Суворов. Военное ведомство продолжает воевать с промышленностью, отказываясь вооружаться старыми образцами техники, прошедшими "косметический ремонт".
Отказ министерства обороны РФ от закупки бронетранспортеров БТР-90 "Росток" связан с устаревшей, по мнению военного ведомства, конструкцией машины, заявил в четверг РИА Новости Сергей Суворов.
Вышли не в ту дверь
"Одна из главных претензий Минобороны к БТР-90 – в том, что у этого бронетранспортера отсутствует выход для десанта на корму", – кратко пояснил Суворов логику военных.
Упоминание претензий к компоновке десантного люка окончательно делают историю очень печальной. Тяжелая судьба машин, произошедших от БТР-60 (БТР-70, БТР-80, БТР-82) связана с компоновкой моторно-трансмиссионного отделения (МТО).
От этих бронетранспортеров потребовали плавучести, что привело к выводу десантных люков на борта машины. Высаживающийся из них десант сделался уязвимым для огня противника. Это, в свою очередь, потребовало прикрывать высаживающихся мотострелков корпусом машины, повернувшись к противнику другим бортом. БТР-90 унаследовал эту раздражающую современных военных особенность.
"Мы не будем больше закупать БТР-80, потому что я не представляю, как покидать машину на ходу через боковую дверь", – сказал весной 2010 года Владимир Поповкин, тогда – первый заместитель министра обороны по вооружениям.
Бронированный пере-"Росток"
БТР-90, в сущности, уже не совсем привычный военным бронетранспортер. Машине усилили защищенность и придали тяжелое (возможно, даже излишне тяжелое) вооружение. Теперь "Росток" можно кратко охарактеризовать как замах на колесную БМП – этакий БТР-переросток.
На привычное колесное шасси БТР-80 разработчики взгромоздили боевое отделение с 30-мм пушкой 2А42 из состава вооружения БМП-2. В самом химерическом из вариантов вооружения предлагалось ставить на машину так называемый модуль "Бахча-У" – убойную спарку 100-мм орудия 2А70 и 30-мм автомата 2А72, снятую с БМП-3.
Значительно усилили конструктивную защиту, в том числе противоминную: "Росток" получил так называемое "V-образное днище", более стойкое к воздействию ударной волны, чем плоское.
Однако все эти усовершенствования военных не вдохновляют. Перегруженная вооружением прежняя машина – это уже не привычный армейский "бэтр", но еще и не тяжелая "бэха" (БМП). А к БМП у Минобороны много своих отдельных требований, исполнить которые на базе старого БТР-80 нереально.
Кроме того, и современным БТР-90 не назовешь никак: разработке двадцать лет, а первый опытный экземпляр собрали на Арзамасском заводе еще в самом начале 1994 года.
Время единых платформ
Военные сейчас затеяли грандиозную перестройку облика сухопутных войск, во многом ломающую предыдущие взгляды на боевую систему мотострелковых подразделений. Эти старые взгляды, напомним, формировались задачей ведения крупных фронтовых операций на европейском театре в условиях применения ядерного оружия.
Переход от дивизионно-полковой структуры к бригадам постоянной готовности на батальонах укрупненного штата был дополнен новой концепцией технического оснащения. В бригадных структурах признано целесообразным максимально унифицировать все боевые, транспортные и специальные машины на едином шасси.
Для "тяжелых" бригад (на гусеничных машинах) такой основой станет универсальная платформа, разрабатываемая сейчас "Уралвагонзаводом" в рамках проекта "Армата". Причем, что характерно, на этом шасси будут делаться и основные боевые танки, и гусеничные БМП (или тяжелые БТР), и вся прочая бригадная техника (транспортеры, командно-штабные машины, шасси самоходной артиллерии, инженерно-саперная техника и пр).
Для "средних" бригад основой станут две бронеплатформы, разрабатываемые по темам "Бумеранг" и "Курганец-25". "Бумеранг", насколько можно судить, – это тот самый новый колесный БТР, который и заменит семейство БТР-80/82 и оставшегося неприкаянным БТР-90.
Под шифром "Курганец" раньше разрабатывалась единая гусеничная боевая машина, из чего можно сделать осторожный вывод, что "средние" бригады в армии тоже будут двух видов: на колесах и на гусеницах.
В свою очередь "легкие" бригады получат бронеавтомобили. В частности, назывались разрабатываемые машины "Тайфун" и "Тигр".
И пока промышленность не может дать эти единые шасси (а случится это даже по официальным оценкам не раньше 2016 года), Минобороны не станет тратится на закупку, как выражался главком сухопутных войск Александр Постников, "семнадцатых модификаций", предпочитая усовершенствовать имеющийся парк техники путем установки нового вооружения и оборудования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции