Анна Курская, РИА Новости.
Если вы вступаете в брак с иностранцем и готовитесь переехать в другое государство, заранее изучите местные законы и не надейтесь, что в случае вашего скандального развода и спора за ребенка Россия введет туда войска вам на выручку, предупреждает уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
Россиянки, выходящие замуж за иностранцев, обычно имеют самое смутное представление о законодательстве того государства, куда они отправляются жить и воспитывать своих детей, утверждают профессиональные защитники прав ребенка и предлагают энтузиасткам идеи выйти замуж за рубеж заняться правовым самообразованием.
Если в нашей стране в случае развода приоритет при установлении опеки над ребенком традиционно отдается матерям, то законы других стран могут отдавать приоритет и отцу. Когда наши соотечественницы за рубежом узнают, что их ребенок не будет с ними жить после развода, это приводит к подлинным драмам.
А пока Россия ведет переговоры с другими государствами о подписании двусторонних соглашений о взаимной помощи по гражданским и семейным делам, многие наши соотечественницы, оказавшись за границей в сложной ситуации, предпочитают действовать на свой страх и риск - не считаясь с законами той страны, где они находятся.
"Отец в отчаянии"
Впрочем, подобные же проблемы подстерегают и россиян, когда-то состоявших в браке, если один из бывших супругов увозит ребенка за границу и принимает гражданство другой страны.
Об одной подобной истории рассказала советник уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Наталия Тригубович, выступая 11 октября на четвертом съезде уполномоченных по правам ребенка.
К омбудсмену за помощью обратился россиянин, бывшая жена которого 10 лет назад вывезла их общую дочь в Норвегию без его согласия, хотя при разводе суд определил, что девочка будет жить с отцом. Со временем мать получила гражданство Норвегии. Отец пытался добиться признания решения российского суда о том, что дочь должна жить с ним, прошел все судебные инстанции в Норвегии, но ничего не добился.
Обстоятельства сложились так, что со временем норвежские судебные органы изъяли девочку у матери. Фамилия девочки была изменена (без согласия отца) на норвежскую, в 2009 году девочка была помещена в приют, а с 2010 года она живет в приемной семье. Сегодня девочке 15 лет, она очень плохо говорит по-русски, отец по-прежнему не имеет возможности с ней общаться, поскольку ему отказано в визе.
"Отец продолжает через адвокатов обжаловать решения норвежского суда, но ему везде отказывают. Контакт отца с дочерью утрачен, он в отчаянии", - рассказала Наталия Тригубович.
Побег не поощряем, но своих не выдаем
К сожалению, противоречия в международном законодательстве и отсутствие двусторонних соглашений о взаимной помощи по гражданским и семейным делам с подавляющим большинством стран мира приводят к драматическим последствиям.
Юристы и дипломаты пытаются решить эту проблему. В этом году Россия присоединилась к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Это присоединение позволит сократить количество случаев похищения детей и гарантировать обеспечение защиты их прав и законных интересов. В конвенции участвуют 82 государства, среди которых лишь немногие имеют двусторонние договоры с Россией о взаимной правовой помощи по гражданским делам.
Сегодня Россия ведет переговоры с рядом европейских стран и США о подписании двусторонних соглашений о взаимной помощи по гражданским и семейным делам, договор с Францией уже подписан. Однако дело это не быстрое, требующее долгих согласований. Пока же многие россиянки в случае конфликта с бывшим мужем действуют на свой страх и риск.
"Как правило, действует такая схема: как только начинается рассмотрение процесса в суде, россиянка, подозревая, что у нее могут отобрать сына или дочь, собирает вещи, забирает ребенка, пока для него еще не закрыты границы, и уезжает в Россию", - пояснила Наталия Тригубович.
Здесь беглому родителю приходится оформлять гражданство ребенка, "закрывать" для него границу, направлять собственный иск в российский суд.
"Пока разворачивается иностранная судебная машина, пока там разберутся, что ребенок выехал и что надо его разыскивать, проходит определенный период времени, а здесь уже выносится решение российского суда", - рассказала советник детского омбудсмена.
Конфликты между бывшими супругами, связанные со взаимными похищениями детей, часто получают международную огласку. Многим памятна история с россиянкой Риммой Салонен, уехавшей с ребенком из Финляндии в Россию. В 2008 году Салонен была заочно лишена права опекунства над сыном по иску своего бывшего мужа-финна. Сейчас мальчик, имеющий как финское, так и российское гражданство, живет с отцом, который в 2009 году незаконно вывез ребенка обратно в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля.
"Мы не можем запретить матерям вывозить своих детей, - сообщил на съезде уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. - Но мы не можем поощрять побеги или перемещения детей вне существующих норм, правил и законов. Но если это случилось, мы выдавать их точно не будем".
Омбудсмен похищать детей не будет
По словам Павла Астахова, россиянки обычно обращаются за помощью к представителям родного государства слишком поздно: "К сожалению, все дела, которые к нам приходят, находятся уже в последней стадии разбирательства или давным-давно проиграны".
Правовые, политические, дипломатические средства по защите прав детей от смешанных браков есть и у МИД. "Но к нам иногда обращаются, когда уже выносятся соответствующие административные или судебные решения в том или ином государстве. И правовых возможностей для того, чтобы отменить решение или каким-то образом его скорректировать, конечно, остается немного", - отметил на съезде уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
Иногда отчаяние подсказывает россиянкам самые экстравагантные варианты решения проблемы. "Я уже неоднократно слышал буквально такие слова: "Павел Алексеевич, у вас есть дипломатическая неприкосновенность. Приезжайте, положите моего ребенка в багажник и привозите в Россию"", - рассказал Павел Астахов.
Разумеется, представители государства пользуются не одними только юридическими средствами для помощи нашим соотечественникам. "Мы активно помогаем нашим гражданам отстаивать их права, но мы считаем недопустимым борьбу с нарушением права путем новых нарушений права", - подчеркнул Константин Долгов.
По словам Павла Астахова, у аппарата уполномоченного по правам ребенка есть положительный опыт выигранных судов, главное - обратиться за помощью на раннем этапе. При необходимости помощь россиянам может быть оказана на самом высоком уровне. "Мне не отказывал ни один руководитель из тех стран, куда я направлял письма и где я поддерживал чьи-то запросы", - подчеркнул омбудсмен.
На государство надейся, а сам не плошай
Главное средство для лечения проблем смешанных браков - профилактика этих проблем, считают эксперты. "К сожалению, абсолютное большинство не отдают себе до конца отчет в том, что им придется подчиняться чужим законам, написанным на чужом языке, - утверждает Астахов. - И если люди не готовы к тому, чтобы подчиняться закону, тогда начинаются очень серьезные проблемы. Это не значит, что надо запрещать смешанные браки, но заранее предупреждать людей мы обязаны".
Специалисты советуют заключать перед свадьбой брачный контракт. "Сам факт заключения контракта должен подталкивать наших граждан к тому, чтобы обстоятельно посмотреть и проанализировать семейное законодательство другой страны", - отметил Константин Долгов.
Готовясь к вступлению в брак с иностранцем, а тем более к переезду за границу, следует изучить законы этой страны, советуют эксперты. В спорных случаях необходимо прибегать к помощи адвоката.
"Но если вы ничего этого не делаете, рассчитывать на то, что завтра Россия введет войска во Францию или в Норвегию и решит ваши проблемы, - это утопия", - резюмирует Павел Астахов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции