Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Середина июля должна была войти в историю как долгожданное для американской публики начало вывода войск США из Афганистана. Вместо этого в Афганистане происходит отстрел политиков - в том числе тех, на которых США рассчитывали. В тесно связанном с Афганистаном Пакистане и вовсе хаос, по причине чего в Вашингтон вылетел Шуджа Паша, глава пакистанской разведки - возможно, самый могущественный человек в стране. Наконец, в четверг стало известно, что число погибших накануне при трех терактах в индийском городе Мумбаи составило 20 человек - эксперты связывают произошедшее с действиями мусульманских экстремистов, а значит - с большой долей вероятности - с Пакистаном.
Сначала о выводе войск. Он, возможно, и происходит - только тихо, без церемоний. Если вы окажетесь случайно в международном транзитном аэропорту где-нибудь в Ирландии и увидите, что зал ожидания заполнен крепкими людьми обоего пола в выцветших хаки, то это они и есть. Зрелище грустное и поучительное.
Но для США устраивать торжественный парад по поводу их прилета сейчас, возможно, не лучшее время. Это не тот случай, когда возвращаются с победой. Во вторник в Кандагаре плохие люди - их всех скопом часто именуют "талибами", хотя это далеко не всегда точно - убили Ахмеда Вали Карзая, двоюродного брата президента страны Хамида Карзая, главу провинциального совета Кандагара. На его похоронах попытались убить еще и губернатора провинции Гельменд, но тот остался жив.
В "Вашингтон пост" появилась публикация, объясняющая, почему эта смерть - особая драма для США. Отношения Ахмеда Карзая и американцев - живая история иллюзий и надежд, ради которых, собственно, и велась все эти почти 10 лет афганская война. Бывало всякое: когда американская публика еще думала, что в этой стране надлежит построить "демократию" по американо-европейскому образцу, оба Карзая казались коррумпированными, ненадежными, неидеальными.
В последние же годы стало ясно, что, в частности, Ахмед Карзай - это то самое, что надо, лучшего не будет, это - самый сильный человек неспокойного юга. Да и сам погибший Карзай, видимо, о многом стал думать по-иному, решив, что с Америкой можно иметь дело. И вот теперь - вакуум власти в ключевой провинции. А зачем тогда военные усилия 100-тысячной группировки военнослужащих?
Не больше оптимизма у европейцев, которые послали солдат в Афганистан в рамках контингента НАТО. На днях в Кабуле неожиданно побывал президент Франции Николя Саркози, он показывал избирателям, что лично занимается выводом одной из четырех тысяч французских солдат. Что касается оставшихся трех тысяч, то эти самые избиратели (во Франции и вообще в Европе) очень нервно реагируют, когда военные НАТО действительно участвуют в боевых действиях, вместо того чтобы сидеть на базах или патрулировать улицы. Так что здесь великих побед ждать не стоит.
Подробный репортаж о польском контингенте опубликован недавно в американском журнале Foreign Policy - из него ясно, что геройствовать в чужой стране европейцы не спешат.
Граница не на замке
А не столь далеко от Кандагара, в Пакистане, уже не вакуум власти, а нечто вроде катастрофы для политики США и властей Пакистана. Казалось, что рано или поздно операция по убийству бен Ладена, которую американский спецназ провел, не спрашивая у Исламабада, забудется, и партнеры помирятся. Но ничего подобного.
Из-за убийства ли бывшего лидера "Аль-Каиды", по другим ли причинам, но Пакистан погружается в хаос. Карачи, например - южный порт страны, он очень далеко от северной границы (с Афганистаном), и там были в последние недели чисто внутренние столкновения, в которых в день гибло по 50 человек.
То, что произошло в среду в Мумбаи (три взрыва на торговых улицах), Индия пока официально не называла вылазкой с соседней территории Пакистана, расследование продолжается. Хотя все вспоминают, как в ноябре 2008 года город был атакован с моря отрядом моджахедов из базирующейся в Пакистане группировки, убивших тогда более 160 человек.
То есть для властей Пакистана сейчас вообще не лучшее время, чтобы помогать США "держать" границу с Афганистаном. И вообще в чем-то помогать.
А тут еще очередной скандал - власти США, пытаясь показать, кто в споре сильнее, отказались выделять Пакистану обещанную в этом году помощь на сумму в 800 миллионов долларов. Вся штука в том, что от части этой помощи отказывается сам Исламабад, по сути сворачивающий военное присутствие США в своей стране.
Но на известие о 800 миллионах пакистанцы ответили, устами министра обороны пообещав снять войска с афганской границы. То есть открыть ее для "талибов", настоящих талибов и всех прочих. Именно об этом и будет говорить в Вашингтоне глава пакистанской разведки.
Исламское движение "Талибан". Справка >>
А теперь достаточно сопоставить эти факты с убийством Карзая-второго. Южная часть Афганистана, та, что ближе к Пакистану, никак не становится зоной, откуда американцы могут уходить с чистой совестью. Север Пакистана - тоже. Очень печальный итог всего, что произошло за год после ввода в Афганистан дополнительного военного контингента США.
Когти орла и медведя
Все эти события в центрально-южной Азии (Пакистан - южноазиатское государство, Афганистан все чаще называют центральноазиатским, хотя без уверенности) интересны не только сами по себе. Они показывают степень непредсказуемости всего, что происходит сейчас в мире в целом.
В самом деле - ведь всего год назад кому-то могло показаться, что судьба Афганистана будет развиваться ну максимум в трех вариантах. Первый - "по Обаме". Напомним, год назад начал осуществляться план президента США: ввести в Афганистан дополнительно 70 тысяч военнослужащих, нанести решительный удар по "талибам" (ну, по всем и всяческим противникам режима). Смысл удара - себе дать время для ухода, а правительству Карзая - для укрепления своей власти. Через год - то есть вот сейчас - начать вывод этого дополнительного контингента, а затем и большей части прочих солдат.
Второй вариант - плохой: очень быстро после ухода США и НАТО "талибы" захватывают власть по всей стране или на юге таковой. Тогда можно заново начать думать, что делать. И третий вариант - комбинированный: нынешний кабульский режим заключает договоренность с частью оппозиции, и они на пару поддерживают некую видимость стабильности. Что дает время придумать новую политику.
То, что происходит сейчас, когда "план Обамы" по выводу войск еще только начинает реализовываться, вообще ни в какие оценки не вписывается.
В конце 1980-х годов знаменитый филиппинский поэт и музыкант Фредди Агиляр - из тех, кто умеет в очень яркой форме выражать склад мысли "простого человека" в своей стране, да и во всем развивающемся мире в целом - написал песню о том, что его страна и весь мир "стонут в когтях орла и медведя". Пусть две сверхдержавы разожмут когти, оставят всех в покое, и жизнь наладится. Интересно, что бы он написал сейчас, когда мечты его начали сбываться - и мир стал в несколько раз сложнее и опаснее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции