Наталья Иванова-Гладильщикова для РИА Новости.
В среду, 30 марта, в Магнитогорске проходит заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Оно завершит серию президентских встреч по вопросу популяризации инженерного образования. Накануне Дмитрий Медведев в Московском энергетическом институте встретился со студентами и преподавателями технических вузов, выслушал предложения по улучшению технического образования в России и повышению престижа профессии инженера. Частично идеи оттуда войдут в завтрашние поручения президента.
Как дважды два
Как известно, сегодня, как и последние лет десять, самыми популярными среди абитуриентов являются профессии экономистов и юристов, а самыми востребованными в кадровых агентствах (и высокооплачиваемыми) – рекламщика, менеджера и специалиста по пиару. Инженеров в этом списке нет. Между тем, качественные инженеры очень нужны: без них ни о какой модернизации говорить не приходится.
По словам Дмитрия Медведева, в 1982-м году, когда он оканчивал школу, он был одним из немногих, кто "зачем-то пошёл в гуманитарный университет.
Подавляющее большинство его товарищей в Ленинграде поступало на инженерные специальности: "юристы были настолько ненужной специальностью, что даже не понимали, кто это такие, и мне приходилось объяснять, что потом из них получаются судьи, прокуроры, милиционеры".
Сегодня ситуация – с точностью до наоборот, и, тем не менее, в 2010-м на инженерные специальности поступило целых 217 тысяч человек. Из общего количества вузов 30 процентов сегодня – инженерные. А всего их, этих вузов, 555.
Разговор о внимании к инженерной специальности актуален потому, что без этого невозможно говорить о создании новой экономики, модернизации технологического уклада. Не будет хороших инженеров - не будет сильной страны. Это как "дважды два".
Какие сегодня студенты
Студенты, присутствовавшие на встрече с президентом, произвели удивительно приятное впечатление: умные, деловые и здравомыслящие.
Но не все из них от волнения могли правильно сформулировать вопрос. Например, Лариса Арутюнова, аспирантка МАДИ и капитан вузовской инженерной команды "Формула гибрид", спросила совсем не о том, о чем хотела. Она рассказала, как в 2005 году с друзьями узнала о международной программе, в рамках которой студенты должны за год создать полностью свой автомобиль. И они стали создавать гибридный автомобиль. В итоге на конкурсе он занял первое место в Италии и 15-е (из 30) в мире.
Казалось бы, все прекрасно. Но иностранцы ребятам сказали: ваш автомобиль создан "на коленке". У вас нет оборудования, чтобы внедрить его в производство (иностранцы бы со своим бюджетом это легко сделали). "Но при этом мы можем конкурировать на мировом уровне. Только вот технологий не хватает", - сказала Лариса Арутюнова.
Лариса также подняла вопрос необходимости соревнований между студентами, которые бы создавали конкурентную среду. А представители крупных компаний приходили бы на студенческие смотры и отбирали специалистов на работу (как это происходит во всем мире).
На самом деле ей нужно было бы сказать: раз мы создаем конкурентоспособный (на мировом уровне) продукт, пусть государство поддержит нас. Президент то ли этого подтекста не понял, то ли решил ответить на вопрос, который формально услышал.
Еще студенты-инженеры говорили о необходимости длительной (семестровой) производственной практики (в США, например, будущие топ-менеджеры сначала 4 года учатся на станках технологическому процессу). У нас же обучают на старом оборудовании вещам, которые были в программе в 70-80-х годах.
За занавесом
Вообще-то о том, что нам нужны инженеры, говорят уже несколько лет. Пытаются привлечь абитуриентов, увеличивая (за счет ущемления гуманитариев) количество бюджетных мест на инженерные специальности. И, тем не менее, в массовые инженерные вузы идут троечники. За последние 20 лет престиж инженерной профессии упал: сегодня только 4% медалистов выбирают технические вузы. Значит, такие меры проблемы не решают.
Между тем, на брифинге в РИА Новости заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев сказал, что мы должны готовить как штучных инженеров-проектировщиков, так и массовых инженеров-технологов, отвечающих за соблюдение технологического процесса. Что касается последних, то уже есть базовые вузы (например, металлургические), которые готовят для себя отраслевых специалистов. Два года идет работа по созданию профессиональных стандартов в авиационной отрасли. Есть программы и для молодых специалистов в оборонной отрасли. Но очевидно, что всего этого пока недостаточно.
Помощник Президента России Аркадий Дворкович заметил, что дефицит инженерных специальностей составляет десятки тысяч человек. В то же время существует переизбыток некоторых специальностей (при нехватке действительно качественно подготовленных людей).
А вообще-то нужно, чтобы будущим инженерам было интересно учиться и работать. Вот "Боинг" создал в России свое предприятие, и наши инженеры увлеченно работают над созданием нового самолета. То есть, с одной стороны, должен быть достойный уровень зарплат, а с другой – спрос.
Тогда у молодого человека возникнет гордость, что он – инженер. Рассказал же президент на сегодняшней встрече со студентами о визитной карточке, которую ему когда-то вручил пожилой немец. На ней было коротко и ясно написано: "Вилли (такой-то) – дипломированный инженер".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции