Рейтинг@Mail.ru
Крейсер против авиалайнера - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крейсер против авиалайнера

Читать ria.ru в
Дзен
В 10 часов 24 минуты 3 июля 1988 года крейсер ВМС США CG-49 Vincennes сбил над Персидским заливом иранский пассажирский лайнер А-300. Самолет упал в воды Персидского залива, все 290 человек, находившиеся на борту, погибли.

Блог автора 

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В 10 часов 24 минуты 3 июля 1988 года крейсер ВМС США CG-49 Vincennes сбил над Персидским заливом иранский пассажирский лайнер А-300.  Самолет упал в воды Персидского залива, все 290 человек, находившиеся на борту, погибли. Гибель лайнера, ставшая седьмой по числу жертв авиакатастрофой в истории, вызвала значительный резонанс и до сих пор активно обсуждается СМИ и любителями истории.

А-300 авиакомпании Iran Air, под управлением командира экипажа Мохсена Резаяна выполнял рейс IR655 между Бендер-Аббасом и Дубаем. Полет, продолжительность которого должна была составить 28 минут, проходил по международному коридору Amber 59. Обстановка в Персидском заливе и в небе над ним была крайне напряженной - шла ирано-иракская война. Американские военные корабли были направлены в Залив с целью защиты судоходства - и Иран и Ирак часто атаковали танкеры третьих стран. После подрыва на иранской мине американского фрегата «Сэмюэл Робертс» в Залив было решено отправить крейсер, оснащенный системой ПВО «Иджис» для защиты американских кораблей от возможной атаки с использованием крылатых ракет. Этим крейсером стал «Винсенс».

Утром 3 июля 1988 года корабль вошел в территориальные воды Ирана, преследуя катера, обстрелявшие поднятый с крейсера вертолет. В это время радар крейсера обнаружил А-300, набирающий высоту.

По официальной американской версии, профиль полета совпадал с профилем выхода  атаку истребителей F-14A ВВС Ирана. В 10:24 крейсер выпустил по воздушной цели, находившейся на дистанции 20 километров, две ракеты SM-2MR. Обе ракеты попали в самолет, после чего он, разрушившись на части, упал в воду. Только после попадания цель была идентифицирована как коммерческий авиалайнер.

Сообщается, что до пуска крейсер неоднократно пытался связаться с А-300, обращаясь к нему как к «неопознанному иранскому самолету», но экипаж лайнера, находившийся в контакте с авиадиспетчерами, считал свой самолет опознанным и на запросы «Винсенса» не отвечал.

Считается, что главной причиной гибели лайнера стала низкая готовность экипажа «Винсенса» к действиям в реальной обстановке, обернувшаяся сильным психологическим напряжением. Напряжение усугублялось тем, что за год до описываемых событий американский фрегат «Старк» был атакован иракским самолетом Mirage F.1, выпустившим по цели ракету «Экзосет». В результате попадания на «Старке» погибли 37 человек, а корабль был серьезно поврежден. После этого инцидента американским кораблям было разрешено применять оружие в целях самообороны. В результате, по официальной версии, войдя в иранские территориальные воды, «Винсенс» принял полет лайнера за реакцию иранских ВВС на вторжение, и предпочел открыть огонь, не дожидаясь атаки.

США считают данное событие несчастным случаем. Экипаж «Винсенса» не получил никаких взысканий. В 1996 году США добровольно выплатили родственникам жертв катастрофы денежную компенсацию

Изучая эту катастрофу невозможно отделаться от параллелей с уничтожением силами ПВО СССР корейского Боинга-747 следовавшего рейсом KAL-007 Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул. США уничтожили лайнер, следующий в своем воздушном пространстве по международному коридору, под постоянным контролем диспетчеров, с которыми осуществлялся интенсивный радиообмен на английском языке. Лайнер был принят за истребитель F-14, в разы меньший по размеру.

Истребитель Су-15 авиации ПВО СССР уничтожил неопознанный самолет, который углубился в воздушное пространство СССР на несколько сотен километров, и по отметке на радаре, а также по силуэту ночью (перехват происходил в темное время суток) точно соответствовал самолету-разведчику ВВС США RC-135 на платформе B-707. При этом южнокорейский самолет не только не отвечал на советские запросы, но и не поддерживал радиосвязь с японскими или американскими диспетчерами.

Сравнение этих двух событий оставляем читателю.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала