Центр "Фламинго" единственное в Кемерово учреждение, где оказывается комплексная реабилитация несовершеннолетним детям с ограниченными возможностями здоровья. Центр динамично развивается, совершенствуя модель оказания реабилитационных услуг, как в техническом оснащении, так и в усилении штата специалистов. В следующем году "Фламинго" отметит свое двадцатилетие. Об инновационных методиках работы с детьми ОВЗ корреспонденту РИА Новости рассказал директор МБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго" Игорь Полковников.
- Игорь Александрович, насколько востребован в настоящее время ваш центр?
— За первый год своей работы специалисты "Фламинго" смогли оказать помощь 61 ребенку. Перешагнем через почти двадцать лет и посмотрим на статистику сегодняшнего дня. В данный момент в Центре наблюдаются 1748 детей. Естественно за эти годы мы старались расшить возможности оказания помощи детям. Заработали медико-социальные, психолого-педагогические отделения, кабинеты диагностики, стационар, отделение круглосуточного и дневного пребывания. Внедрялись новые методики работы, полным ходом шло техническое оснащение, мы открыли загородный оздоровительный лагерь для своих пациентов. У нас сильно развито направление творческой реабилитации, задача которой не столько развитие творческих способностей, сколько повышение уровня самооценки, развитие навыков и умений, а также мелкой моторики. К сожалению, число детей-инвалидов растет, поэтому мы не хвалимся востребованностью, мы говорим, что главная задача "Фламинго" — максимально рано и эффективно помогать детям, способствовать их успешной адаптации в обществе.
- С какой возрастной категорией вы работаете?
— Мы принимаем детей от 0 до 18 лет. У нас большой штат профессионалов, которые оказывают помощь всем детям, независимо от поставленного врачами диагноза. Хочу отметить, что количество обращений в центр растет, но на сегодняшний день мы можем работать только с жителями Кемерово.
- Вы много работаете с детьми с ДЦП, в чем главная особенность реабилитации при этом заболевании?
— По опыту работы наших специалистов, отмечу, что сегодня у 60-80% детей с ДЦП есть потенциальные возможности для значительного восстановления нарушенных функций, но для этого необходимо вложить труд и знания специалистов и всех членов семьи, где воспитывается такой ребенок. При этом мы всегда говорим родителям: "ранее начало лечения – залог успеха и ваша роль в реабилитации огромна". Семья должна иметь навыки ухода за таким ребенком, владеть приемами массажа и лечебной гимнастики. Главная ошибка родителей в том, что они недооценивают роль системной реабилитации.
- Вероятно, это связано с тем, что родители жалеют своего ребенка?
Да, вы правы. В семье ребенок с ДЦП часто развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого и больного. С годами это перерастает в большую проблему: приводит к социальной пассивности. Создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических. Вырастая, ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного роста. Задача родителей и специалистов – разрыв этого порочного круга и создание условий для адекватного развития и формирования личности. Это очень кропотливая работа, но без нее успеха не добиться.
- Какие еще модели реабилитации детей с ОВЗ, существуют в вашем центре?
— Не так давно заработали социальная гостиная "Добрый дом" и Служба ранней психологической помощи. В настоящий момент в Кемерово 162 ребенка-инвалида в возрасте от 0 до 3 трех, поэтому оба проекта очень востребованы. Работа социальной гостиной, направлена на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также профилактику сиротства. Основной принцип Службы ранней помощи – активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка. В этом помогают специалисты, которые в ходе консультативно-диагностического приема, составляют план оказания помощи, включающий и необходимые упражнения, рекомендации и т.д. Самое главное – сформировать у родителя адекватное представление о проблемах и возможностях ребенка, научить видеть его положительные стороны, его достижения, успехи развития, а не только страшный диагноз.