Рейтинг@Mail.ru
Конституционная реформа цвета хаки - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конституционная реформа цвета хаки

Читать ria.ru в
Киев намеренно оттягивает начало политического процесса, поскольку видит в перспективе интеграции ДНР и ЛНР слишком много рисков, замечают Захар Виноградов и Андрей Лубенский.

Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости

Андрей Лубенский, обозреватель РИА Новости-Украина

В четверг в Киеве, в соответствии с указом президента Петра Порошенко, начинает работать Конституционная комиссия, которая должна подготовить и внести на рассмотрение главы государства, а также Верховной Рады предложения по изменению некоторых статей Основного закона страны. С нашей точки зрения, это — одно из важнейших политических событий в жизни Украины.

Конституционные изменения, в зависимости от того, что выберут из предложенного Петр Порошенко а потом украинский парламент, могут фактически остановить гражданскую войну на востоке и придать в целом новый импульс всей украинской государственности, а могут, наоборот, усугубить имеющиеся противоречия, загнать проблемы вглубь и привести к дальнейшей эскалации напряжения.

В любом случае, очевидно, что таким, какое оно сегодня, украинское государство существовать не может.

Украинская парадигма

Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске
Полный текст Минских соглашений
Нынешние изменения — вынужденная мера, это было прописано в политической части минских соглашений от 12 февраля. Конечно, украинская власть и сама обещала преобразования, однако в данном случае загвоздка в том, что изменения в Конституции должны учитывать интересы самопровозглашенных республик Донбасса. Кроме того, по предложению одного из участников минских соглашений, России, Украина, чтобы сохраниться, должна из унитарного государства превратиться в федеративное, то есть предоставить более широкие полномочия нынешним регионам, а где-то даже пойти и на резкое сужение прав центральной власти. Это, в свою очередь, может привести и к целому ряду других изменений — в области бюджетной политики, формирования органов управления, налоговой и языковой политики и т.д.

С точки зрения нынешней центральной власти, такие изменения невозможны, речь может идти лишь о децентрализации власти, которую в Киеве понимают узко, как расширение некоторых прав "громад", то есть местных органов власти, но никак не регионов.

Отвод колонны тяжелой военной техники из Донецка
Киев не сдает позиции
Президент Порошенко оказался в политической и законодательной ловушке. Как участнику минских соглашений ему необходимо обеспечить выполнение политической части этих соглашений. А они направлены прежде всего на умиротворение восточной части страны — самопровозглашенных ДНР и ЛНР. То есть без участия руководителей этих регионов проводить изменения в Конституции бесполезно, ведь тогда умиротворение, ради чего все и затевается, станет невозможным. Но участие руководителей самопровозглашенных республик в подготовке конституционной реформы, принятие в какой-либо форме их предложений, расширение полномочий и прав этих регионов может вызвать резко отрицательную реакцию со стороны радикально настроенного парламентского большинства. И не только по отношению к главам самопровозглашенных республик, но и к самому Порошенко.

Поэтому президенту сейчас надо скорее искать компромисс не с "мятежным востоком", а с собственным парламентом. Тем временем ДНР и ЛНР уже стучат в двери, предлагая предметно обсудить конституционные изменения.

Покончить с разгулом национализма

Как считает постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин, минские договоренности должны реализовываться полностью и в комплексе.

По словам постпреда РФ, "устойчивое урегулирование кризиса возможно, только если сами украинцы договорятся между собой". "Киеву необходимо найти общий язык со всеми политическими силами и регионами страны, покончить с разгулом радикализма и национализма", — говорит российский дипломат. Он также призвал руководство Украины "отмежеваться от "партии войны" и прочих экстремистов, взять курс на достижение мира и согласия в многонациональном украинском обществе на общеприемлемой основе".

Ведь проблема Киева, как стало очевидно за минувший после государственного переворота год, не только в том, что Донецк и Луганск не признают нынешнюю центральную власть. Они, прежде всего, не признают идеологию этой власти, которая взяла курс на мононациональное украинское государство с европейской ориентацией.

А Донецк и Луганск, как неоднократно заявляли руководители этих республик, имеют другую, диаметрально противоположную идеологическую и политическую ориентацию — не на ЕС, а на Россию, и не на украинский мононационализм, а на русский мир. В этом принципиальном различии и кроется мина замедленного действия, которая может разорвать весь конституционный процесс в Украине.

С людьми (то есть с руководителями Украины и руководителями самопровозглашенных республик) еще как-то можно договориться, а вот идеологию поменять — вряд ли. А именно эти идеологические различия и являются принципиально важными для обеих сторон конфликта.

При этом напомним, что победители прошлогоднего государственного переворота, именно этого, мононационального, проукраинского и антироссийского, подхода к решению государственного устройства Украины и добивались на Майдане. Даже малейшие изменения в идеологических вопросах для них равносильно поражению.

Поэтому вопрос о том, сможет ли Порошенко в полной мере выполнить политическую часть минских соглашений без серьезного политического риска для себя, остается весьма сомнительным.

Проблема участия республик Донбасса

Представитель Луганской народной республики Владислав Дейнего (ЛНР). Архивное фото
Дейнего: Киев не подменит ДНР и ЛНР на переговорах прежними властями
Республики Донбасса собираются в Киев на переговоры по вопросу внесения изменений в Конституцию. Об этом заявил спикер парламента ДНР Андрей Пургин. По его словам, он уже предложил председателю Верховной Рады Украины Владимиру Гройсману принять их делегацию.

Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман в ответ на приглашение главы ДНР Андрея Пургина посетить Донбасс для обсуждения выполнения пунктов минских договоренностей в части поправок к Конституции Украины заявил, что готов ехать в регион только после местных выборов.

"После местных выборов я с удовольствием от легитимной власти получу приглашение, и с удовольствием посещу любой населенный пункт Донбасса, потому что Донбасс — это Украина", — заявил Гройсман на пресс-конференции 10 марта.
"К процессу консультаций должна быть привлечена законно избранная власть. На мой взгляд, сегодня законно избранная власть, даже на временно оккупированных территориях — это те, кого избирали люди на местных выборах 2010 года", — сказал Гройсман.

И тут, как говорится, нашла коса на камень. "Если киевские власти собираются вести консультации об изменениях Конституции с бывшими властями Донецкой и Луганской областей, то пусть они с ними договариваются и об остальных вопросах: о прекращении огня, об отводе техники и об обмене пленными", — сказал полпред ДНР в Контактной группе по мирному урегулированию Денис Пушилин. Он также отметил, что ДНР идет на переговоры с Киевом из стремления сохранить жизни.

"Мы призываем строго следовать пунктам минских соглашений, а там четко сказано, с кем необходимо проводить согласования по вопросам конституционной реформы, выборам и другим — пункты 11 и 12 „Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" от 12 февраля 2015 года", — заявил представитель ДНР.

Между тем, по мнению эксперта Вадима Карасева, Киев намеренно оттягивает начало политического процесса, поскольку видит в перспективе интеграции ДНР и ЛНР слишком много рисков — предпочтительнее вариант с вводом миротворцев.

Какой быть новой Конституции?

Реально именно сегодняшний день, когда в Киеве начинает работать Конституционная комиссия, и является точкой отсчета для Украины. Она либо найдет путь к примирению и тяжелому скреплению государства, несмотря на сопротивление националистов, либо пойдет назад — в войну, которая принесет новые жертвы и беды.

Возможен ли третий путь, то есть вялотекущее политическое противостояние с сохранением неопределённого статуса? Мы считаем, нет. Поскольку экономику разрушенных войной регионов надо восстанавливать, надо вытаскивать население из гуманитарной катастрофы, в которую оно попало. И это возможно либо в составе реформированной Украины, либо при выходе из нее с изменением международного статуса.

В любом случае из трех, нам, видимо, придется ожидать не столько и не только политических споров, но и открытого противостояния сторонников различного государственного устройства Украины. На фоне общего экономического и социального провала страны такое противостояние может приобрести крайне радикальный вид — очередного Майдана, очередного всплеска вооруженного противостояния в Киеве.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала