Наше историческое преимущество: опыт важнее креатива

© РИА Новости / Владимир ТрефиловИскандер Валитов, методолог, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодняИскандер Валитов, методолог, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня

Искандер Валитов, специально для МИА "Россия сегодня"

Ровно сто лет назад в конце февраля 1917 года началась Февральская революция. Второго марта Николай II отрекся от престола. Это было не завершением, а началом острой фазы кризиса власти. С ситуацией февральские революционеры не справились, за семь последующих месяцев полностью себя дискредитировали, успев развалить государство и страну. Февраль фактически расчистил дорогу Октябрю. Можно даже сказать, что после Февраля Октябрь стал не только возможен, но и неизбежен.

Нужен опыт, а не импорт идей и креатив

Солдаты устраивают демонстрацию против царского правительства во время февральской революции. 1917 год
Странная революция. "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Октябрьская революция (точнее говорить о контрреволюции) ни в коей мере не была продолжением февральской, не "выросла" из нее. Но благодаря Февральской революции ситуация дошла до того градуса, при котором большевики в октябре без особого труда взяли власть в свои руки. Они где-то лет за десять справились с революционной смутой, восстановили государство, преодолели разруху, сформировали проект, под который вновь собрали страну. К восьмидесятым проект окончательно исчерпал себя.

Реинкарнация Февральской революции у нас произошла в 91-м практически под теми же — демократическими — лозунгами. И тоже сопровождалась смутой, ослаблением государства, развалом хозяйства, потерей территорий.

Процесс, правда, носил сравнительно вялый характер: вместо семи месяцев эта фаза длилась без малого десять лет и глубина деградации была существенно меньшее. Тем не менее стране вновь была нужна сила, которая остановила бы процессы распада и гниения социального тела. Условный "Октябрь" у нас случился в конце 1999 года. Путин и спецслужбы с той или иной степенью успешности и неуспешности задачу восстановления государства и страны начали решать с начала нулевых.

© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и первый Президент РФ Борис Ельцин на Красном крыльце в день инаугурации Владимира Путина. 2000 год
Президент РФ Владимир Путин и первый Президент РФ Борис Ельцин на Красном крыльце в день инаугурации Владимира Путина. 2000 год

Первая мировая война 1914-1918 годы. Архивное фото
Удар в спину империи. Россия выигрывает войну, но проигрывает революцию
На этом аналогия с событиями столетней давности заканчивается. У большевиков был самый передовой на тот момент прожект социального устройства, созданный усилиями многих поколений европейских мыслителей. Наличие прожекта было как основанием их власти, так и главным концептуальным ориентиром при проектировании страны. Сегодня нам импортировать в части концептов и прожектов нечего. Зато у нас есть 70 лет жизни при социализме. Только мы это проживание в СССР до сих пор не осмыслили и не превратили в опыт, поверив нашим доброжелательным "партнерам", что мы-де были в историческом и цивилизационном тупике, недостойном ничего, кроме покаяния и посыпания головы пеплом.

Опыт — это не воспоминания о прошлом. Опыт — это знание. Прежде всего, знание о проблеме, которую мы решали, а также знание о том, что и как удалось решить. Но не только. Более важным является знание о том, с чем мы столкнулись в этом забеге в будущее, т.е. знание о проблемах следующего уровня, знание о подводных камнях и рифах, к которым надо быть готовыми, если мы решимся продолжить путь.

Собственно, знание этих проблем, а также подходы к их решению и должны стать содержанием следующего проекта нашей страны. Сегодня нам нужно суметь выделить наш собственный опыт, а не заниматься выдумыванием "национальной идеи" и прочего "креатива".

Коммунизм — это о чем?

Исторический смысл СССР нельзя понять, если не восстановить ту исходную проблему, с постановки которой начинался весь коммунистический дискурс. Впервые ее внятно сформулировал молодой Маркс как проблему отчуждения. В "Экономо-философских рукописях 1844 года" он пишет, чем человек, по сути, отличается от животного. Животное тождественно своей жизнедеятельности. Говоря современным языком, животное равно тому набору поведенческих программ, которое оно получает при рождении.

Репродукция плаката Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг. Художник Анатолий Петрицкий. Текст А. Блока
Русские идут: как в мире отмечают 100-летие революции
Для человека же возможна свободная сознательная деятельность. Человек свою жизнедеятельность делает предметом своей воли и своего сознания. Поэтому она универсальна и бесконечна. В этой свободе и универсальности заключается родовой характер человека. И человек является человеком лишь в той мере, в которой он реализует эту свою родовую сущностную силу.

Проблема же заключается по Марксу в том, что человек эту свободу жизнедеятельности еще себе не присвоил. В тех общественных отношениях, в которых ему приходится жить, человек вынужден вместо свободной деятельности заниматься подневольным трудом. Поэтому он, собственно, все еще отчужден от своей человечности.

Преодоление же отчуждения заключается не в том, чтобы вообще освободиться от труда, не в том, чтобы перейти к праздности и ничегонеделанию, не в том, чтобы свободно следовать любым своим прихотям, страстям и сиюминутным желаниям. Нет, преодоление отчуждения состоит в том, чтобы стать полностью общественным человеком, в том, чтобы органично соединить в своей деятельной активности общественное благо и личную устремленность.

Коммунистическая мысль направлена не на то, чтобы богатых сделать бедными и даже не на то, как бедных сделать богатыми. Она и не про справедливость. И не про равенство. Коммунистическая мысль — это про то, как человека сделать человеком.

© РИА Новости / Алексей МальгавкоПерейти в фотобанкУчастники шествия в Омске, посвященного 99-й годовщине Великой Октябрьской революции
Участники шествия в Омске, посвященного 99-й годовщине Великой Октябрьской революции

В том социальном мире, в котором довелось жить Марксу, подлинными людьми были лишь единицы. Остальные люди были только похожи на людей, но таковыми — в силу своего зависимого положения — не являлись.

Все то, с чем разбирался Маркс далее, было попыткой описать механизмы отчуждения человека от его "родовой сущности" и найти пути преодоления такого положения дел. Ликвидация частной собственности, организация рабочих движений и т.п. — все это следует рассматривать как предлагаемые варианты решения исходной проблемы отчуждения.

Эдвард Мунк. Крик. 1893
Литература для паникеров: что почитать, если новости вас пугают
Было бы, конечно, неправильным саму тему "родовых сущностных сил" приписать исключительно Марксу. Уже в Священном Писании есть указания на этот счет. То, что человек создан по образу и подобию Бога, представляет собой максиму, существенно превышающую марксистскую идею свободы жизнедеятельности человека. Если человек подобен Богу, то тогда он может и творить.

Творить — не в смысле трудиться "в поте лица своего": добывать руду, отнимать у природы энергию, перерабатывать руду в железо, изготавливать плуг, потом им пахать и т.п., а творить в самом прямом смысле — создавать из пустоты миры. Православная идея обожения человека в своем пределе должна была бы утверждать именно такую цель. Правда, тогда вопрос о том, чем закрыты такие возможности и как их можно открыть, выходит далеко за пределы особенностей социальной организации.

Что продемонстрировал миру СССР

Мы показали принципиальную возможность внеэкономической жизни — не отдельных людей, но всего социума. Мы показали, что люди действительно могут быть мотивированы самой деятельностью, если их труд не носит подневольный характер. Они могут жить, самоотверженно и увлеченно работать без какого-либо принуждения и дополнительного стимулирования. Сегодня нас пытаются убедить, что все советские достижения были построены на страхе, репрессиях, бездушной дисциплине. Это не так. Для очень многих это было не так.

Высокое качество жизни советского человека определялось не имуществом и материальным благополучием, а возможностью жить исторически: на себе и через себя, в своем коллективе двигать человечество в его историческом и эволюционном творчестве. Важнее размера заработка, славы и почета и даже реализации "потенциала" (реализации освоенных и наработанных способностей и компетенций) была возможность осуществлять мечту, призвание.

  • 11.2%

    Положительно, страна начала новую жизнь
  • 3.4%

    Нейтрально, в моей жизни мало что поменялось
  • 80.4%

    Негативно, СССР можно было сохранить
  • 4.9%

    Тогда я еще не родился (ась)
Существенно при этом, что мечта советского человека соединяла личное с общественным. Мечта была, с одной стороны, про будущий цветущий мир и страну, а с другой — про свое место в этом новом замечательном мире. Мечта соединяла объективное представление и позиционное. И то и другое было вне экономической рациональности: стремления к прибыли, капитализации и прочему. То есть можно говорить, что на определенных этапах и для достаточно больших групп людей проблема отчуждения была снята. Люди мыслили объективные процессы, которыми жила страна, вдохновлялись ими и мыслили свое участие в этих процессах, свободно определяли свое место в них. И, соответственно, дотягивались до этого места, до этой позиции. Брали ответственность на себя — и поэтому по сопричастности с жизнью большой страны развивались. И становились, таким образом, людьми — прямо по Марксу.

Генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин
Мифы против логики, или Почему люди разучились мыслить
Атомный и ракетный проекты не получились бы без людей, которые мечтали и брали на себя ответственность. И им под эту ответственность давали и полномочия, и ресурсы. Но это не рассматривалась как суть всего проекта. Результат все-таки видели прежде всего в бомбах и ракетах, а не в феномене генерального конструктора и его коллектива. Хотя главным результатом атомного проекта был именно он и его коллектив. Изделия ими созданные были просто следствием осуществленного свободного самоопределения. Сегодня можно сказать со всей определенностью: мотивация мечтой, мотивация прорывной деятельностью много сильнее любых экономических стимулов, штрафов и санкций.

Все это осталось мало понятым и не оцененным в его культурном и цивилизационном значении. Максимум до чего дотянулась рефлексия — это до "Понедельник начинается в субботу" Стругацких.

© РИА Новости / Ю. ИвановПерейти в фотобанкПодписание Беловежских соглашений в Белоруссии. 8 декабря 1991 года
Подписание Беловежских соглашений в Белоруссии. 8 декабря 1991 года

С какой проблемой не справились в СССР

Существенно, что по пути мы потеряли цель. Мы забыли о гуманитарных целях исторического эксперимента. Или толком о них и не знали. Речь ведь в глубинных основаниях социалистического проекта шла совсем не о том, чтобы удовлетворять растущие потребности советского народа. Речь шла об обретении людьми внутреннего богатства. О том, чтобы строить социум на базе новых человеческих возможностей. На базе освоенных людьми способности понимания общественных проблем и задач — и способности определить точку приложения своих жизненных сил в контексте достигнутого понимания. Такой новый человек должен был стать опорой строя, нового уклада.

Потеряв цель, мы не смогли принять ключевой вызов, мы не справились с проблемой занятости. Советское хозяйство было весьма эффективным. Как минимум мы удерживали паритет с США, но есть и вполне обоснованная точка зрения, что соревнование со Штатами к середине 70-х мы уверенно выиграли. При этом мы могли и — как сейчас стало ясным — должны были эффективность нашего хозяйства многократно увеличить.

Митинг на Красной площади. 22 августа 1991 года
Бездействие и застой как главные причины гибели СССР
Эксперименты, проведенные в конце 60-х на ряде промышленных предприятий и в нескольких колхозах, показали, что число работников на них могло быть сокращено в 3-10 раз, а количество выпускаемой при этом продукции могло быть увеличено в два-три раза. От продолжения экспериментов, испугавшись, немедленно отказались. Фактически в СССР имела место массовая безработица, но она была скрыта. Скрыта прежде всего раздуванием штатов, политикой наращивания издержек, работой "на склад". Все это было всем известно. В результате все обессмысливалось, вместо повышения сознательного участия в деятельности нарастали отчуждение и апатия.

Вместо того чтобы "заметать проблему под ковер", руководству страны надо было бы увидеть в происходящем вполне нормальный и закономерный процесс, увидеть в этом ресурс развития. Людей надо было высвобождать, предварительно создавая и обустраивая пространство самодеятельности, пространство свободного активного времени, всячески поддерживая изобретательство, наукоемкие опытные производства, предпринимательство, развивая сферу проектирования и т.п — причем не в рамках экономической организации и мотивации, а в рамках воспроизводства будущих поколений, в исторических и эволюционных контекстах. Ведь происходило ровно то, ради чего затевался весь социалистический проект — освобождение труда.

Значительные массы людей могли бы свободно на собственных желаниях включаться в осмысленную историческую и социокультурную работу — если бы им была оказана соответствующая образовательная, консультационная и ресурсная поддержка.

Участники вечера поэзии Лукьянова выражают поддержку членам ГКЧП
Распад СССР: "крупнейшая геополитическая катастрофа XX века"
Мы не вырвались из экономики. Мы произвели свободное время, но сами же его тщательно скрыли и уничтожили. Вместо решения проблемы отчуждения человека от деятельности, от его родового характера мы эту проблему лишь усугубили. Смысла воспроизводить социализм образца 80-х уже не было никакого. Поэтому социализм никто и не защищал. А вместе с политическим проектом потеряли и страну.

Что дальше?

Глобальный кризис смоет капитализм в его нынешнем виде. Скорее всего, система доллара будет разрушена и возникнет историческая пауза. В любом случае встраиваться нам некуда. Вопрос в том, сумеем ли мы открыть ту заслонку, которой сами закрыли свою эволюционную линию — где-то в 60-х годах прошлого века. Тогда мы сможем оправдать усилия, которые осуществили, и жертвы, которые наш народ понес в ходе великого исторического эксперимента. "Партнеры" именно этого и боятся. Они нутром чувствуют, что мы живем на других эволюционных вибрациях. Мы открыты Бытию. Мы можем опять воспламениться — и этим опасны. Можем опять всех удивить. В этом, наверное, и состоят глубинные основания русофобии.

Зиновьевский клуб
Комментарии
3 пользователя оставили 3 комментария
И.Валитов: «Вопрос в том, сумеем ли мы открыть ту заслонку, которой сами закрыли свою эволюционную линию — где-то в 60-х годах прошлого века».
--- В книге «Русский урок истории» вы (с соавторами) резонно указали на переломный для страны момент: в 50-х гг. было свёрнуто государственное стратегическое планирование. К началу 70-х гг. отчётливо обозначилась невостребованность молодого поколения квалифицированных специалистов. Антропный переход от развития к деградации укладывается в рамки двух «потерянных поколений».
Нам сегодня трудно поверить в то, что обратный антропный переход от деградации к развитию можно также быстро осуществить. Для этого надо в центр государственной политики поставить задачу подготовки молодого поколения к жизни. Это не ведомственная, а общенародная задача.
..."мы открыты Бытию"... Если по Марксу? Так зачем здесь разговор о "боженьке"???
mikula, вы неправильно истолковали. Это, если так можно выразиться, не религиозный разговор, а разговор об экзистензиальной философии.
Вот несколько сляпанных на скорую руку тезисов (которые, естественно, не идут ни в какое сравнение с тезисами, которые может вам привести специалист-философ, у меня просто нет нужного образования):
-Вы можете быть, а можете и не быть.
-Зачем вы существуете? Какова цель вашей жизни?
-Что вы можете принести будущим поколениям?
-Что нужно сделать, чтобы человек превзошел сам себя?
Безусловно, несведущему человеку экзистенциализм может показаться показаться околорелигиозным понятием, да по сути, он таким и является, однако поиск ответа и решения на вопрос о цели существования человека в мире никаким разговором "о боженьке" не является, потому что "боженькой" в данном разговоре является сам человек. Философия - штука мутная и непонятная.
09:16
02.03.2017
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена