Дмитрий Куликов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
В прямом политическом и силовом противостоянии с Россией Западу фактически не удалось набрать ни одного очка со времен государственного переворота в Киеве. Крым наш, Донбасс не сдается и не сдастся, и его не получится подавить силой. Асада свергнуть не удалось, санкции, объявленные России, нанесли Европе ущерб больший, чем нам, а нас заставили быстро и эффективно развивать целые отрасли, которые мы раньше не развивали. Никаких успехов в прямом геополитическом противостоянии.
Тогда решили ударить в то доступное и уязвимое место — в международный спорт. Тем более что эта сфера эмоционально насыщенная и прямо соприкасающаяся с таким тонким, но очень значимым предметом, как национальная гордость. Нанести в этой сфере русским максимальный ущерб, ну и попутно повысить радикально степень контроля гегемона за так называемыми международными независимыми организациями. Чтобы не забывали, кто в мире хозяин.
Для США сейчас жизненно необходимо демонстрировать миру свою власть, силу и свою способность продавливать свои решения. Хотя бы какие-то. Не получается в ООН, в G20 — взялись за ФИФА, МОК и МПК.
Для поддержания статуса и престижа гегемона нужно нанести России хоть какой-то ущерб. Какой? Путем издевательства над инвалидами — прекрасное средство. Русские взбесятся и потеряют контроль от невозможности защитить паралимпийцев.
Думаю, что все финансовое расследование и последующее отстранение президента ФИФА Йозефа Блаттера имеет перспективной целью отобрать у России чемпионат мира по футболу и попутно продемонстрировать главам всех подобных организаций, что бывает с теми, кто не слушается. Уверен, что о судьбе Блаттера президенту МОК Томасу Баху в ходе так называемого допингового скандала в непубличных беседах напомнили не раз.
Поэтому МОК под управлением Баха нашел тонкое решение, и российская сборная, пусть и в усеченном составе, на Олимпиаде выступила, и выступила очень хорошо с учетом ситуации. По большому счету, опять ничего у наших противников не вышло.
Тогда решили отыграться на паралимпийцах. Здесь и бизнес-интересов мировых корпораций нет, и права на телетрансляции сильно дешевле, да и английский лорд Филип Крэйвен, возглавляющий МПК, уступает в твердости и благородстве олимпийскому чемпиону по фехтованию Томасу Баху.
Международный спортивный арбитраж (CAS) в Лозанне, что называется, "умыл руки". По большому счету суд не рассмотрел ни одну апелляцию России по существу. Он отвечал только на один вопрос — были ли нарушены процедуры принятия решений МПК как независимой самоуправляемой организации, действующей на основании своего устава? Нет, все в рамках процедур, сказал суд. На этом основании апелляция отклонена.
Любопытно, что суд нисколько не смутило прямое и грубое нарушение базовых западноевропейских ценностей — прав человека, а также реализация в решении МПК античеловеческого принципа коллективной ответственности. Получается, что если нарушение прав человека и дискриминация осуществляется в соответствии с процедурами и уставом МПК, как установил CAS, то это законное действие. Это конец права как такового. Это легализация дискриминации.
Более того, ни один швейцарский суд и любой другой западный суд общей юрисдикции не примет к рассмотрению иски наших спортсменов. Уже отказывали и будут дальше отказывать. Хотя пытаться надо. ЕСПЧ, может быть, и примет такой иск, но рассмотрит он его в лучшем случае лет через пять-десять.
А мы надеялись с ними договориться? С теми, кто берет в заложники наших спортсменов, чтобы оказать давление на нашу страну? Заложников берут террористы, а с террористами не договариваются.
Паралимпийцы, легкоатлеты, тяжелоатлеты — это наши потери в большом геополитическом противостоянии. Уверен: государство должно сделать все, чтобы компенсировать им моральный и материальный ущерб. Вся их вина лишь в том, что они российские спортсмены. Били по России за ее геополитическую позицию, а спортсмены оказались на передовой этой геополитической борьбы. Они пострадали за страну, за Родину, и нужно говорить об этом без всякого ложного пафоса.
Безусловно, в произошедшем есть вина наших чиновников, как государственных, так и спортивных. Полностью отдали ВАДА под контроль американцев, потеряли влияние во многих международных спортивных федерациях. Там, где у нас в федерациях работают квалифицированные управленцы, — там есть спортивные успехи и нет проблем в международных организациях. Кадровая проблема — это наша основная проблема сегодня. И не только в спорте.
Нужно понимать, что нет никакой принципиальной разницы между пробиркой Колина Пауэла и анализами из доклада ВАДА. И то, и другое — ложь и фальсификация. Бомбить нас, как Ирак, невозможно, а вот исключить спортсменов пока получается.
Пора вспомнить, что современный большой спорт — это геополитика и гигантский бизнес. Что работа в нем — это спортивная дипломатия, на основе высокой юридической и управленческой квалификации. Если наши чиновники от спорта не понимают, что они участники геополитики — их надо менять.
Ну и, наверное, самое главное — не впадать в истерику. Не следует уязвленной гордости руководить мозгом. Именно на это и рассчитывает наш противник, нанося удар по паралимпийцам.