Культ роскоши в обществе будет только нарастать

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Игрок сборной России Павел Мамаев во время матча Евро-2016. Архивное фото
Мамаев отказался извиняться за вечеринку в Монте-Карло
Потребление роскоши, демонстрируемое футболистами, чиновниками, олигархами, и даже силовиками и периодически вызывающее общественный резонанс, является неотъемлемым атрибутом элит и предметом вожделения масс. Возмущение поведением тех же российских футболистов было вызвано не вечеринками в дорогих клубах. Думаю, в случае более успешного выступления российской сборной на Чемпионате Европы реакция на это была бы одобрительной и покровительственной.

Роскошь является важнейшим элементом витрины современного капиталистического общества и наглядным манифестом социального превосходства в пирамиде общественных отношений, освобождением от любых обязательств перед обществом.

Проблема заключается в том, что роскошь нельзя не выставлять при этом на показ, и чем сильнее социальное расслоение, тем выше уровень роскоши и блеска самых разных элит и элиток.

"Карго-культ" роскоши становится сословной привилегией

Неуемная тяга к роскоши охватила периферийные и колониальные элиты (разные группы которой соревнуются сегодня в заездах на дорогих авто) мир-системы глобального капитализма. Значение роскоши и гламура на постсоветском пространстве вполне может быть описано в терминах "карго-культа" (группа религиозных движений в Меланезии, адепты которой поклоняются самолетам и авиационной атрибутике — Ред.), с той лишь разницей, что теперь каждый состоявшийся "абориген" может купить реальный самолет и летать на нем.

Mercedes-Benz G-класса. Архивное фото
ФСБ наказала руководителей и выпускников академии за заезд на Gelandewagen
Роскошь превратилась в синоним принадлежности к метрополии, а в каком-то смысле стала даже своеобразным символическим ВВП постсоветского общества, следовательно, ее положено демонстрировать и наращивать. Политически, роскошь является интерфейсом возвращения российского общества в "докрымское" состояние всех бенефициаров эпохи тучных лет.

С социально-экономической точки зрения роскошь трансформируется в новую сословную привилегию, возвращая в общество дореволюционное классовое различие в одежде и еде. Фактически борьба с роскошью, если бы она вдруг действительно началась вести, например, под флагом духовных ценностей, означала бы создание новых, стилистически наглядных классовых и кастовых барьеров.

Роскошь стала языком самовыражения и элементом самоидентификации элиты, ее воспроизводство в обществе построено по пирамидальному принципу соответствия: низшие подражают высшим в надежде приблизиться к ним. Ошибочно считать показное потребление, усиливаемое медиа, каким-то нарушением приличий или азиатским способом потребления; пир во время чумы — нормальное и устойчивое состояние уверенных в себе и своем положении элит.

Этот образ жизни, который пропастью отделяет элиты от масс, является репрезентацией реального и символического превосходства социального меньшинства над большинством. Шоу-бизнес, который сегодня считается главным распространителем гламура, выполняет здесь всего лишь рекламные и пропагандистские функции самих элит.

Общество потребления рассматривает критику роскоши как зависть

В сети появился клип с выпускниками Академии ФСБ на Gelandewagen
Заезд на Gelandewagen в Москве смонтировали в клип
Атрибуты социального превосходства исторически были всегда недоступны и одновременно демонстративны. Однако в ХХ веке социальная пирамида стала более сложной и многоуровневой, доступ к роскоши получили все остальные классы, в чем, безусловно, проявился известный демократизм общества потребления, необходимый для его поддержания и роста.

В глобальном обществе потребления роскошь формирует специфический образ мысли и привлекательную модель поведения, которая распространяется далеко за формальными границами элит. Общество стремится приобщиться к ценностным формам, которые приводят его к обнищанию и деградации, но критика которых рассматривается исключительно как зависть к более успешным. Ведь все, кто не может позволить себе роскошь, просто завидуют более удачливым согражданам; это уже объяснили еще в девяностые.

© Fotolia / bunyosЯхты в порту Сен-Тропе
Яхты в порту Сен-Тропе

Образ красивой жизни стал социальной и этической ценностью, даже если потребление роскоши и принадлежность к более высоким ступеням социальной оценки и самооценки остается виртуальным. Общество пытается воспроизводить этот язык, стремится приобщиться в прямом смысле этого слова к другому измерению социальной реальности.

Гламуризации уже подверглись спорт, политика, бизнес и власть, поэтому грань между ними все тоньше, а язык коммуникации и модели поведения унифицированы под этот идеологический стандарт. Но за формой меняется содержание власти, политического класса, общественных институтов и, в конечном счете, всех общественных отношений.

Алексей Дьяконов, кандидат богословия, заведующий библиотекой Нижегородской семинарии. Архивное фото
Потребительский обряд Запада и российские старообрядцы
Только не следует забывать, что роскошь исторически всегда соседствует с нищетой и бедностью, эксплуатацией, проституцией, социальным неравенством и отчуждением. Роскошь не является синонимом "красоты" в ее гуманистическом понимании и не гармонизирует общество.

Духовные скрепы не могут противостоять культу роскоши

Публичное потребление роскоши — естественное состояние современного общества. Именно поэтому этот процесс это не может быть отрегулирован и не может быть подвергнут общественному осуждению без изменения всей общественной системы. Культ роскоши проникает во все слои общества, выстраивая пирамиды социального отчуждения, придавая им эстетический блеск и подчиняя себе массовое сознание.

Роскошь является непреодолимым следствием состояния всего социального базиса. Все аргументы и увещевания против неумеренного показного потребления не работают. Все обличения были высказаны в XVIII и XIX веках писателями, философами и общественными деятелями, но, как показывает история, серьезного влияния они не оказали.

Игрок сборной России Александр Кокорин
"Мерседес" за 12 миллионов: СМИ узнали о новых тратах Кокорина
Фактически сегодня нет институтов противостояния идеологии роскоши и социального расслоения. Западный опыт антиглобалистских движений и левых сил показал ошибочность тактик сопротивления массовой культуре. Повторение этих приемов борьбы приведет к тем же результатам.

Роскошь не может быть объяснена этически или даже с позиции "духовных скреп", как плохое поведение очередных мажоров. Такое поведение будет постоянным и еще более сословным.

Единственно реалистический ответ может дать только новый социальный проект, кардинально меняющий политэкономический и социально-политический базис, без которого невозможны позитивные социальные и культурные изменения, и без которого любое осуждение соответствующего образа жизни бесполезно и обессмыслено. Ведь, как известно, "красиво жить не запретишь".

© Fotolia / Tyler OlsonЭкипаж частного самолета приветствует пассажира
Экипаж частного самолета приветствует пассажира
Зиновьевский клуб
Комментарии
14 пользователей оставили 15 комментариев
Это не элиты, а клоуны в стеклянных бусах. Прокуршавелили?!
Элиты в Германии. Они обьединили страну с минимальными издержками , скупили абсолютно все стоящие активы в Южной, , Центральной и Восточной Европе. А клоуны покупали самые большие в мире яхты.
Но! Если уж хочется позволить себе немножко лишнегхо, то лучше это делать дома, в России, жить, работать и тратить в России ( как Шувалов), а не в Лондонах ( как Абрамович и Дьяченко и т.д. и т.п ), либо прятать добро за бугром, прикидываясь бедным.
Массы смотрят на роскошные госрезиденции, шикарные выезды и берут, разумеется, пример. Не с Меркель же пример брать - ни яхт, ни особняков((( !
Вкусно есть, вкусно пить, развлекаться, сношаться и т.д. - принцип жизни приматов. Если нет духовного развития а только животные инстинкты для самоудовлетворения по моему скромному мнения человек ни чем не отличается от обезьяны
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена