Владимир Лепехин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня
В известном криминальном боевике французского режиссера Оливье Мегатона "Перевозчик-3" героиня фильма (украинка) оскорбилась, когда её приняли за русскую, после чего заметила, что украинцы думают и чувствуют иначе, чем русские. Не буду гадать, что конкретно имел в виду режиссер названного боевика, но русские и украинцы действительно думают и чувствуют по-разному. И вовсе не по причине разной генетики. Различия в их сознании и поведении обусловлены принципиально разными моделями жизнеустройства.
Россия — не Украина
По мнению некоторых экспертов, сценарий, первая глава которого на Украине уже реализована, можно оценить одним словом — "блестяще". Нацистско-олигархический госпереворот под видом антиолигархической революции — это блестяще проведенная спецоперация.
В результате этой спецоперации западным политикам и спецслужбам удалось противопоставить Киевскую Русь Руси Московской — да так, что Киев и Москва стали врагами, а на Донбассе началась гигантская мясорубка.
Прикрытием этих политических манипуляций стал тезис о "противостоянии демократической Украины имперской России". Тезис, который, как я полагаю, требует расшифровки и оценки. Уж поскольку в реальности нет никакой демократической Украины, равно как и имперской России.
Осенью прошлого года в статье "О перекодировках сознания и современных зомби" автор этих строк заметил, что сегодня "мы наблюдаем агрессивную экспансию Запада в пространство Русского мира вследствие начала масштабных цивилизационных войн". Если рассматривать происходящие в мире процессы в контексте разворачивающихся цивилизационных войн, становится очевидным, что нынешние разборки между Россией и Украиной нельзя назвать противостоянием двух государств, не поделивших территорию, газотранспортную систему или что-то еще.
По факту мы имеем два принципиально разных процесса. Россия стремится сохранить свою цивилизационную целостность и гомогенность во все более жестком — не по её вине — противостоянии с конкурентными цивилизационными образованиями (США, Европой, Китаем и исламским миром). Украина же пытается обрести государственную целостность путем выдирания самой себя из Русского мира.
С моей точки зрения, в этих двух процессах нет равновеликости: перед Россией и Украиной стоят задачи принципиально разных масштабов и значений, определяемые принципиально разными геополитическими вызовами и статусами.
Россия — это страна-цивилизация (или протоцивилизация), для обозначения которой часто используются такие понятия, как Большая Россия, Русский мир, евразийская цивилизация, etc. Украина же — протогосударство. Она, по сути, отколовшийся от русско-российской цивилизации и стремящийся обособиться от неё кусок территории и сгусток суб- и постцивилизационного материала, трансформирующегося в нечто, что, под давлением Запада и разного рода объективных обстоятельств, вырвалось за пределы Русского мира.
Бывший украинский президент Леонид Кучма был прав: Украина — не Россия. В том смысле, что она с определенного времени — другое, отдельное от России государство. Но так же верна и обратная посылка: Россия — не Украина. В том смысле, что она больше, чем государство.
Россия — одна из четырех ведущих трансрегиональных цивилизаций мира. Украина — одно из государств, по любому показателю не входящее даже в "Большую тридцатку", если бы таковая была. Впрочем, разница между цивилизацией и государством не только в масштабах или каких-то правах на что-то (права у всех одни), но в разной ответственности. И то, что в отношении мира, стран-соседей и самой себя может позволить себе государство, не может позволить себе страна-цивилизация.
Быть цивилизацией не лучше, не почетнее, но обременительнее. Так, современная и конкурентоспособная цивилизация обязана иметь суверенную индустрию, свою валюту, собственные спутниковую и навигационную системы, свой авиационно-космический комплекс и атомную энергетику. А потому Россия, если хочет выжить, имеет и будет иметь всё вышеназванное, а также, помимо прочего, ядерное оружие, атомные подводные лодки и ледоколы, профессиональную армию и оборонный заказ.
Русско-российская цивилизация обязана иметь Великую литературу и Большое кино, фундаментальную науку и нобелевских лауреатов, Рунет и первоклассную олимпийскую команду — ибо она объективно отвечает за мир, безопасность и развитие многочисленных народов Евразии.
В этой миссии нет никакой имперскости или исключительности; напротив, граждане России, как и российские элиты, с радостью бы отказались от большей части атрибутов цивилизационности, если бы не существовало такого явления, как "внешняя угроза". Кстати, именно попытка российских элит отказаться от цивилизационной миссии России и привела в итоге Украину в объятия Запада, который в последние десятилетия лишь усиливает свой цивилизационный натиск.
Современной Украине, как и любому другому государству, оказавшемуся в зависимом положении, всего перечисленного не нужно. Ей сегодня уже не требуется даже какой-никакой экономики, поскольку евроинтеграция предполагает отказ от самодостаточности и передачу полномочий по определению судьбы государства еврочиновнику или анонимному "мировому правительству". А для культивируемого национального колорита в принципе достаточно вышиванок, шкварок и кровяной колбасы.
Ядро и окраина: два типа сознания
Цивилизация — это всегда обширное пространство (территория), но не только. Это ещё и социокультурная мощь. Это транснациональная и трансрегиональная целостность, аутентичность и самобытность культуры в самом широком смысле.
Целостность и самобытность Руси-России многие века выражалась в таких "трех китах" русско-российского цивилизационного архетипа, как русский язык, оригинальный письменный шрифт (кириллица) и уникальная религиозная доктрина — православие.
История обогатила Русский мир самобытной этикой, уникальными художественными стилями и жанрами искусства, а также такими архетипическими чертами, как когнитивность, многонациональность и поликонфессиональность. И сегодняшние попытки России ответить на новые геополитические вызовы предполагают осознание названных самобытностей и уникальностей, которые требуется сохранить и упрочить.
Что же касается социокультурного состояния современной Украины, то его точнее всего характеризуют такие понятия, как "национальное самоопределение", "раскол" и "цивилизационная перекодировка".
Скажу только, что украинские правящие элиты подменили процесс формирования государства процессом формирования новой нации, что собственно и стало основной причиной майданов, государственного переворота и последующей гражданской войны на востоке страны.
Вопреки элементарной логике, украинские квазиэлиты стремятся обрести целостность за пределами Русского мира, в исторически враждебной Европе, где Украине уготовано лишь одно место — самой дальней и нелюбимой периферии. И риски такой резкой цивилизационной трансформации чрезвычайно высоки: отказаться от цивилизации-матки и традиций предков легко, а вот стать полноценной частью новой цивилизации без совместной тысячелетней истории невозможно.
В стремлении восстановить свою цивилизационную самобытность Россия — и вслед за ней, к примеру, Донбасс — шаг за шагом обретают суверенность и самодостаточность, чуть было не утраченные в период прозападных реформ. Украина тем временем все больше отказывается от своего подлинного "я" и государственного суверенитета.
Этой страной все больше управляют иностранцы, а украинскую национальную культуру все больше наполняют чужеродные смыслы, и по этой причине процесс расцивилизовывания и маргинализации Украины приобретает необратимый характер.
Вселенная или черная дыра?
Цивилизация — это всегда система стран-планет, вращающихся вокруг страны-солнца. Россия, как бы к ней ни относиться, — своего рода солнце для государств и народов, давно и совместно образующих уникальную Галактику. Украинский Юпитер, вопреки силам природы, стремится покинуть эту Галактику и примкнуть к другому солнцу, поярче и погорячее. Но в этом стремлении Украина, похоже, превращается в межгалактическую черную дыру — в страну с колоссальными утратами и без особых приобретений.
Возможно, именно поэтому сторонники киевского режима стремятся сегодня раскрасить всю страну, до самой последней былинки в желто-голубые цвета, чтобы яркость и оптимизм формы компенсировали темноту и пустоту содержания.