МОСКВА, 1 мар — РИА Новости. После распространенной "прощальной речи" главаря "Исламского государства"* Абу Бакра аль-Багдади говорить о переломе в ведении борьбы против террористических группировок рано, скорее всего, экстремисты используют время, чтобы перегруппироваться и вновь попытаются вернуть отвоеванные у них территории в Сирии и Ираке, считает доцент Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко.
"Прощальная речь" не означает конец войны
Телеканал Alsumaria со ссылкой на источник в иракской провинции Найнава сообщил ранее, что аль-Багдади в своей "прощальной речи" признал поражение ИГ в недавних боевых действиях и призвал сторонников укрыться в труднодоступных горных районах Сирии и Ирака. Ранее сообщалось, что находящиеся в западной части иракского Мосула главари ИГ спасаются бегством из города.
Он напомнил, что подобная ситуация уже происходила в Ираке после 2007 года, когда "тоже считалось, что с исламистской опасностью покончено, потому что против них выступали племенные вожди, значительное количество суннитов, но потом произошла значительная реинкарнация этой идеи и мы получили ИГ".
По мнению востоковеда, заявление аль-Багдади нужно воспринимать с точки зрения обозначения новых стратегических действий в новых условиях.
"То есть они переформатируют стратегию, они отступают для того, чтобы перегруппировать силы и, скорее всего, нанести новый удар, потому что они просто не сдаются. Это особенность этой идеологии и подобных ИГ организаций: они ориентированы исключительно на перманентную борьбу. И пока они полностью все не будут истощены и уничтожены, говорить о конце этой доктрины нельзя", — подчеркнул эксперт.
Идеология, ориентированная на войну
"Я особого оптимизма не испытываю по этому вопросу. Вероятнее всего, они будут продолжать бороться всеми возможными способами. Кстати, в Афганистане тоже была абсолютно такая же история, когда американцы ударили в 2001 году, "Талибан" разбежался, потом перегруппировался и начал партизанскую войну снова", — напомнил Демиденко.
"Это идеология, которая ориентирована на войну. У них есть вполне конкретное представление о том, что такое современная система международных отношений. У них мир достаточно четко поделен на три "земли": "земля войны", "земля договора" и "земля ислама". И сейчас, в нынешних условиях, весь мир для них — это "земля войны", а на "земле войны" нужно вести перманентный джихад. Поэтому терактов надо ждать везде, это просто такая идеология, которая не ориентирована на мирное сосуществование или поиск компромисса, они ориентированы только на борьбу. А для них театр военных действий — это весь мир", — заключил эксперт.
Операция иракских военных и коалиции во главе с США по освобождению Мосула началась в октябре 2016 года, ранее была освобождена восточная часть города. В середине февраля премьер Ирака Хайдер аль-Абади объявил о начале операции по освобождению западной части. 24 февраля правительственные силы Ирака отбили военную базу и деревню к юго-западу от Мосула и вошли в жилые кварталы на западе города, а также полностью взяли под контроль аэропорт.
ИГ является на сегодняшний день одной из главных угроз мировой безопасности. За три года террористам удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии, часть которых удалось отбить за последние месяцы. Единого фронта борьбы с ИГ нет: с группировкой борются правительственные войска Сирии при поддержке российских Воздушно-космических сил, армия Ирака, международная коалиция во главе с США, а также курды, ливанские и иракские шиитские ополченцы.
*Террористическая организация, запрещенная в России.