КИЕВ, 11 фев — РИА Новости. Годовщина с момента подписания так называемых вторых Минских соглашений по урегулированию военного конфликта в Донбассе исполняется 12 февраля. Договоренности, которые предусматривают возврат отдельных районов Донецкой и Луганской областей в состав Украины с правом на особый статус, дали шанс мирным путем прекратить кровопролитие в регионе.
Тем не менее, несмотря на постоянные заявления сторон политического урегулирования о приверженности минскому процессу, все их дипломатические усилия пока не принесли мира на восток Украины.
На данный момент Донбасс фактически остается зоной замороженного конфликта, где периодически от хаотичных обстрелов продолжают гибнуть как мирные жители, так и военные, и пока сложно сказать, когда мирный процесс сдвинется с мертвой точки. По последним данным ООН, всего жертвами конфликта на востоке Украины стали более 9 тысяч человек.
Новый толчок переговорному процессу может придать встреча глав МИД стран "нормандской четверки" (РФ, Германия, Франция и Украина), которая, как обсуждается, может состояться на полях Мюнхенской конференции по безопасности, назначенной на 12-14 февраля. Вместе с тем окончательного подтверждения, что эта встреча состоится, а также точной даты и места ее проведения до сих пор нет.
Точная повестка встречи неизвестна, однако глава МИД Украины Павел Климкин заявил, о планах обсудить со своими коллегами ситуацию с режимом прекращения огня, отводом войск, а также украинские инициативы по укреплению минских договоренностей и достижению реальной деэскалации.
Малые успехи Минска-2
Поскольку новые договоренности, достигнутые 12 февраля прошлого года лидерами "нормандской четверки" после всенощных переговоров во Дворце независимости в Минске, не были реализованы до установленного дедлайна — конца 2015 года, сроки их действия были продлены до полного выполнения.
На сегодняшний день переговоры зашли в тупик. За год работы трехсторонней контактной группы по Донбассу и четырех профильных подгрупп так и не удалось достичь полного выполнения ни одного положения Минских соглашений.
Есть только промежуточные результаты: благодаря отводу вооружений от линии фронта произошло относительное прекращение огня и улучшение ситуации с безопасностью, к позитивам также можно отнести частичный обмен пленными и улучшение гуманитарной ситуации.
Непримиримость позиций
Проблема в переговорном процессе заключается в разных взглядах Киева и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) на решение конфликта. Киев требует для проведения выборов в Донбассе добиться полного прекращения огня, вернуть под его контроль госграницу в Донецкой и Луганской областях и допустить к выборам украинские партии.
Со своей стороны ДНР и ЛНР в первую очередь требуют от Украины принять изменения в конституцию по децентрализации с учетом особого статуса Донбасса (конституционная реформа была принята только в первом чтении без согласования с ДНР и ЛНР), объявить амнистию участников событий в Донбассе, принять закон об особенностях выборов в Донбассе. Также ДНР и ЛНР считают, что контроль над границей должен быть передан Киеву только после выборов.
Новые риски
Надежда на прогресс в имплементации Минских соглашений появилась в начале года после заявления госсекретаря США Джона Керри о перспективе в ближайшие месяцы выполнить минские соглашения и последовавшего за ним подобного заявления со стороны президента Украины Петра Порошенко.
Президент Украины сообщил, что рассчитывает на прогресс в мирном урегулировании в первом полугодии 2016 года и связывает это с принятием Верховной радой Украины во втором чтении конституционной реформы по децентрализации.
Принятие конституционных изменений по децентрализации могло бы сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Однако в условиях разгоревшегося на Украине политического кризиса перспектива приятия конституционной реформы выглядит маловероятной, поскольку из-за противоречий в парламентской коалиции для принятия конституционных изменений, попросту нет необходимых 300 голосов.
Дело за Западом
"Основная загвоздка в реализации Минских соглашений в том, что та команда, которая правит в нашей стране, и не хочет, и одновременно не может реализовать эти соглашения. Я думаю, это может измениться, если будет оказано более массирование давление со стороны ЕС или США, на разные политические группы, от которых зависят голоса в парламенте за принятие соответствующих политических решений", — считает украинский политолог Михаил Погребинский.
По его мнению, США для достижения своих целей могут задействовать как экономические рычаги воздействия в виде прекращения кредитования слабой украинской экономики со стороны МВФ, так и лишить Киев политической поддержки.
Минска-3 не надо
Несмотря на несовершенство действующих соглашений, по мнению экспертов, альтернативы им сегодня не существует. В начале года Порошенко четко дал понять, что возможность заключения так называемого Минска-3 не рассматривается. По словам президента, для урегулирования конфликта достаточно лишь выполнять существующие соглашения. Глава государства считает, что для этого необходимо разработать новую "дорожную карту", в которой будут указаны конкретные даты выполнения сторонами своих обязательств.
По мнению украинского политолога Руслана Бортника, Киев вряд ли пойдет на заключение нового соглашения, поскольку в нынешней политической ситуации Украина может только проиграть от этого. "Сейчас нет предпосылок для Украины получить более выгодные условия, тем более, когда в мировой повестке дня основной вопрос — не конфликт на Украине, а война в Сирии. Я боюсь, что в результате пересмотра договора во многих аспектах позиция Украины может ухудшиться и ослабиться", — сказал Бортник. К тому же новые соглашения могут перечеркнуть весь прогресс, достигнутый за прошедшее время, считает аналитик.