БЕЛГРАД, 28 июл — РИА Новости. Словения и Хорватия, две республики бывшей Югославии, никогда не воевавшие между собой, в эти дни переживают крупнейший за последние годы кризис двусторонних отношений из-за утечки информации о ходе арбитража, который должен установить морскую границу между двумя странами.
Стороны обвиняют друг друга в подрыве арбитражного процесса, а Хорватия заявляет о намерении выйти из договора об арбитраже — такое решение национальный парламент может принять в среду или четверг. Власти и оппозиция в Хорватии солидарны в этом вопросе. За выход из процесса высказались и президент страны Колинда Грабар-Китарович, и премьер-министр Зоран Миланович.
Спор вокруг разделения Пиранского залива в северной части Адриатического моря ведется между странами с момента провозглашения их независимости в 1991 году. Загреб требует решения, которое лишит Словению прямого доступа к нейтральным водам, тогда как Любляна требует коридора, который будет проложен к ним между территориальными водами Хорватии и Италии.
Поскольку договора о разграничении не удавалось достичь годами, Словения в 2008 году блокировала интеграцию Хорватии в Евросоюз, а тогдашнее хорватское правительство Ядранки Косор было вынуждено для дальнейшей евроинтеграции согласиться доверить вопрос международному арбитражу, что стало непопулярным решением.
Вердикт ожидался в конце текущего года, однако на минувшей неделе хорватские СМИ узнали о готовящемся решении, невыгодном для Загреба, в результате чего вспыхнул крупнейший скандал, за которым уже последовало две отставки.
Шокотерапия для всех
Начало было положено 22 июля, когда хорватские СМИ опубликовали аудиозапись и расшифровки разговоров, из которых следовало, что словенский член арбитражного суда Ерней Соколец и словенский дипломат, представительница своей страны по наблюдению за процессом Симона Дреник договаривались о представлении аргументов, давлении и лоббировании в Постоянном арбитражном суде в Гааге.
Из разговора также вытекало, что суд готовится отдать Словении значительную часть (не менее двух третей) Пиранского залива, что означало бы безоговорочное поражение Хорватии, поскольку вердикт этого суда оспорить нельзя.
Затем события стали развиваться с калейдоскопической быстротой. Факт публикации о незаконных переговорах и утечка об исходе арбитража стали шоком для словенского правительства. Соколец и Дреник подали в отставку, также не исключил своей отставки глава МИД Словении Карл Эрьявец.
Хорватия, где с шоком восприняли новости о вердикте и дерзком поведении оппонентов, обвинила словенцев в нарушении арбитражного соглашения, основополагающих принципов независимости и беспристрастности суда. Тем временем словенский премьер-министр Миро Церар, заявивший, что ничего не знал о договоренностях вокруг вердикта, активно, но безуспешно пытался выйти на контакт с хорватским коллегой Зораном Милановичем для прямого обсуждения кризиса.
Сделать это ему так и не удалось. В отсутствии других способов связи словенский премьер вчера направил в Загреб письмо, в котором призвал Милановича к "толерантному решению" проблемы с арбитражным соглашением. Кроме того, Церар указал хорватскому коллеге, что Хорватия не может выйти из арбитража и затребовал продолжения процесса.
Одновременно в Словении началось расследование, кто и как вел записи телефонных разговоров. Наблюдатели склоняются к тому, что это была работа хорватских спецслужб. По другой версии, хорватам "помогла" иностранная разведка.
"Напрашивается вопрос, как оказалось возможным прослушивание стационарных домашних телефонов? Однако я был бы более обеспокоен, если бы это случилось с телефонами в министерстве, потому что это бы поставило вопрос о том, какая у нас защита", — прокомментировал ситуацию глава словенской дипломатии.
На пользу Хорватии
Публикация прослушанных разговоров однозначно идет на пользу хорватской стороне. Загреб не стремился передавать дело в арбитраж и сделал это лишь под угрозой заморозки процесса вступления в Евросоюз, а теперь, уже будучи членом ЕС и зная о негативном для себя вердикте, получил в распоряжение аргументы для выхода из процесса. Кроме того, оппонент в лице Словении уличен в игре не по правилам.
В самом Евросоюзе дистанцировались от конфликта.
"Арбитражное соглашение между Словенией и Хорватией находится вне компетенции Евросоюза, Еврокомиссия не является стороной арбитражного процесса и ни напрямую, ни косвенно не включена в него", — заявила журналистам пресс-секретарь Еврокомиссии Мина Андреева.
Загребский политолог Деян Йович считает, что Хорватия сейчас находится в лучшем положении, и в краткосрочной перспективе решение о ее выходе из арбитражного соглашения кажется логичным.
"Но в долгосрочной перспективе, может быть, это не было бы хорошим решением. Встает вопрос, что будет после выхода Хорватии из арбитражного соглашения?" — сказал Йович в интервью хорватскому телеканалу N1.
Эксперт спрогнозировал дальнейший рост напряженности в отношениях двух стран и признал, что не видит, как эту ситуацию можно разрешить.
Словения и Хорватия вышли из состава Югославии и провозгласили независимость в 1991 году. В 2004 году Словения вступила в НАТО и Евросоюз. Хорватия является членом НАТО с 2009 года, членом Евросоюза — с 2013-го.