БЕРЛИН, 19 мая — РИА Новости. Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер считает, что Германия несет историческую ответственность перед Россией за преступления времен Второй мировой войны.
"Даже если не выражается согласие со всеми шагами современного российского правительства, необходимо признать, что существует историческая ответственность. Эти вещи нужно разделять. Например, когда мы выступали против войны с Ираком, которая нарушала устав ООН, мы, тем не менее, продолжали охранять американские казармы в Германии", — сказал Шредер в интервью газете BILD во вторник.
"Я принял к сведению, что госпожа Меркель с оглядкой на международное положение не принимала в этом (параде Победы) участие. Я бы принял другое решение. Но она побывала днем позже в Москве и возложила совместно с российским президентом венок. Это был хороший сигнал для немецко-российских отношений", — сказал политик.
Федеральное правительство Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель "позаботилось о том, чтобы сохранить каналы связи" с Москвой, считает экс-канцлер. "Это его заслуга как главы МИД, так и канцлера. Я надеюсь, что это так и будет", — сказал Шредер. "Я считаю, что минские договоренности — это большой шанс для мирного разрешения конфликта. Но для этого необходимы и обширные реформы на Украине в направлении федерализации, как в Швейцарии либо Германии", — считает экс-канцлер Германии.
Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Из-за событий на Украине в 2014 году была отменена ежегодная конференция общественного российско-германского форума "Петербургский диалог", который был создан по инициативе президента РФ Владимира Путина и экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера, а также межправительственные консультации.
Власти Украины начали в апреле прошлого года в Донбассе силовую операцию против недовольных госпереворотом жителей региона. По последним данным ООН, жертвами конфликта стали свыше 6 тысяч человек. Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября прошлого года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта.
О чем договорились на переговорах в Минске
Переговоры "нормандской четверки", состоявшиеся 12 февраля, прошли на фоне резкого обострения ситуации в Донбассе, спровоцированного украинскими силовиками, которые, нарастив силы, стали штурмовать позиции ополченцев. По итогам встречи лидеров России, Украины, Франции и Германии был принят комплекс мер, предполагающий, в частности, прекращение огня в Донбассе с 15 февраля, отвод тяжелых вооружений и создание зоны безопасности.
Одним из важнейших пунктов подписанных в феврале Минских соглашений стало проведение конституционной реформы, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. В соглашении отмечается, что децентрализация должна проходить по согласованию непосредственно с представителями этих районов, однако киевские власти игнорируют это положение, заявляя о том, что не намерены идти на диалог с представителями мятежных территорий. Читайте полный текст Минских соглашений >>
По итогам последней встречи контактной группы 6 мая участникам удалось сформировать четыре рабочие подгруппы по конкретным аспектам деэскалации конфликта. Как ожидается, они приступят к работе уже в середине мая.