200 лет назад родился Александр Сергеевич Даргомыжский. Творчество композитора было во многом новаторским для своего времени и отчасти поэтому в свое время не находило массового зрителя – неудачи и годы, проведенные в ожидании постановок собственных опер, сказались на здоровье музыканта. Однако уже при жизни критики и некоторые коллеги говорили об исключительной роли, которую произведения Даргомыжского сыграют в дальнейшей судьбе русского искусства.
"Эсмеральда" (1838-1841 гг.)
"Эсмеральда" - первая опера Александра Даргомыжского, работа над которой продолжалась три года. И хотя сам композитор в мемуарах не очень высоко оценивал произведение, в "Эсмеральде" прослеживается стиль будущей "Русалки" и "Каменного гостя". "Музыка неважная, часто пошлая, как то бывает у Галеви или Мейербера; но в драматических сценах уже проглядывает тот язык правды и силы, который впоследствии старался я развить в русской своей музыке", - писал Даргомыжский в 1859 году в письме к певице Любови Беленицыной.
Мысль написать собственное масштабное произведение пришла к Даргомыжскому после того, как он побывал на репетиции постановки "Жизни за царя" Михаила Глинки. Даргомыжский остановился на "Лукреции Борджиа" Виктора Гюго, однако работа шла медленно, и, следуя совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому произведению французского писателя – "Собору Парижской Богоматери". Судьба французской оперы "Эсмеральда", написанной Луизой Бертен, на русской сцене была непроста – из соображений цензуры место действия из Парижа перенесли в Амстердам, а из сюжета убрали все массовые сцены, волнения и беспокойства – только в таком виде Николай I допустил оперу до зрителя. Зная об этом, Александр Даргомыжский перенес действие из собора в ратушу, а Клода Фролло сделал светским синдиком. Действие в опере сконцентрировано на истории цыганки Эсмеральды, а развязка вовсе не похожа на финал книги.
"Эсмеральду" Даргомыжский писал на французском языке, используя авторское либретто, написанное для оперы Луизы Бертен. В 1842 году, когда была завершена оркестровка и перевод оперы, композитор передал ее в дирекцию императорских театров, надеясь в скором времени увидеть постановку в Петербурге.
Ждать премьеры пришлось несколько лет. "Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность", - писал позже композитор.
В преддверии премьеры в Большом театре в 1847 году инспектор репертуара императорских московских театров Алексей Верстовский писал: "За постоянный успех оперы ручаться трудно, в ней много принесено в жертву учености. Слушая внимательно музыку, невольно убеждаешься, что она писана под каким-то влиянием музыки Глинки". Влияние Глинки, по мнению Верстовского, было слабым местом произведения. Его прогнозы сбылись, и вскоре опера сошла со сцены. В 1866 году "Эсмеральду" поставили в Петербурге, однако и там не было громкого успеха. До момента следующей постановки прошел почти век – в 1958 году премьера состоялась на сцене Ленинградского Малого оперного театра.
"Торжество Вакха" (1843-1848 гг.)
Стихотворение Пушкина "Торжество Вакха" Даргомыжский первоначально взял за основу кантаты, прозвучавшей лишь однажды – в марте 1846 года. После постановки "Эсмеральды" композитор решил написать оперу и на "Торжество Вакха".
Здесь, как и в "Эсмеральде", критики отмечали влияние Глинки, в особенности сцен "Руслана и Людмилы". Вторая опера Даргомыжского не похожа ни на одно другое произведение композитора. В "Торжестве Вакха" изображена встреча бога вина и плодородия, сопровождаемая танцами и прославлением Вакха.
Законченная в 1848 году, опера не ставилась почти двадцать лет, а переживания из-за ее судьбы подорвали здоровье композитора. Премьера "Торжества Вакха" состоялась на сцене Большого театра в 1867 году, а из дальнейших постановок можно отметить премьеру в Петрограде в 1921 году.
"Русалка" (1848-1855 гг.)
Оперу на сюжет пушкинской трагедии Даргомыжский начал писать, вернувшись из заграничной поездки во второй половине 1840-х годов. В этот период композитор увлекся русским фольклором, который повлиял и на созданные в этот период произведения.
Над "Русалкой" Даргомыжский работал семь лет – с 1848 по 1855 год – с небольшими перерывами, связанными с переживаниями композитора: опера "Эсмеральда" была прохладно принята петербургскими театрами. Однако в 1853 году концерт, на котором знаменитые певцы столицы и гостившая там Полина Виардо исполняли произведения Даргомыжского, вернул ему уверенность и вдохновил продолжить работу над "Русалкой". "Я снова примусь за свою "Русалку". Лестное внимание, оказанное мне публикой, как будто обязывает меня произвести на старости лет создание национальное", - писал композитор.
Трепетно относившийся к произведениям Пушкина, Даргомыжский сам взялся за написание либретто и старался максимально сохранить авторский текст, лишь расширив народно-бытовые эпизоды и заменив некоторых второстепенных персонажей. "Русалка" Пушкина осталась неоконченной из-за смерти поэта и финальная сцена гибели Князя принадлежит уже Даргомыжскому. "Русалка" стала первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы, и драматический накал – во многом заслуга именно Даргомыжского, тщательно работавшего над образами. Так, композитор показал переживания Княгини, а Мельника сделал более благородным, подчеркнув его любовь к дочери, а не корыстолюбие. Показав персонажей более глубоко, Даргомыжский раскрыл их переживания и чувства, которые были лишь намечены Пушкиным.
Оперу поставили в Петербурге уже через год. При постановке авторский вариант значительно сократили и изменили, исказив изначальный смысл. Еще одним минусом стали декорации и костюмы – для "Русалки" использовалась бутафория из драмы "Русская свадьба", мало того что не новая, но еще и не подходившая к опере.
Несмотря на сдержанную реакцию аристократической публики, не проникнувшейся драмой из крестьянской жизни, ведущие критики того времени по достоинству оценили оперу. "По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива "Русалка" в ряду русских опер занимает, бесспорно, первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки", - писал Петр Ильич Чайковский. Тепло отозвался об опере и сам Михаил Глинка, а известный критик Александр Серов написал столь объемную рецензию на "Русалку", что ее печатали в нескольких номерах "Театрального музыкального вестника".
"Русалка" - самая известная опера Даргомыжского – ставилась чаще остальных. При жизни композитора состоялись две постановки в Петербурге и одна – в Москве. Первым исполнителем партии Мельника стал Осип Петров, а самый знаменитый образ принадлежит Федору Шаляпину, сыгравшему Мельника в 1904 году в Мариинском театре. После "Русалку" еще пять раз ставили в Большом театре – автор последней на сегодняшний день постановки 2000 года – Михаил Кисляров. Кроме того, в разные годы оперу показывали в Копенгагене, Париже, Праге, Берлине, Монте-Карло, Сан-Франциско и Лондоне.
"Каменный гость" (1866-1869 гг.)
"Каменный гость" - последняя опера Даргомыжского, которую он, не успев завершить, поручил доработать Цезарю Кюи и Николаю Римскому-Корсакову. Выбирая материал для новой оперы, композитор сначала хотел взяться за пушкинскую "Полтаву", однако остановился все же на одной из "Маленьких трагедий". Даргомыжский работал с перерывами – после выхода из репертуара театров "Русалки" он вновь решил отправиться за границу, где был вдохновлен успехом своей оркестровой пьесы "Казачок" и решил вернуться к "Каменному гостю". После смерти Даргомыжского именно эту оперу долгое время считали его главным произведением, и имя композитора неизменно связывали с ней.
Работая с пушкинской трагедией, Даргомыжский впервые писал оперу, не изменяя авторского текста. "Каменный гость" стал новым словом для того времени: в опере нет арий и ансамблей – только два романса Лауры, - она полностью построена на декламации, наложенной на музыку, "мелодических речитативах", как называл их Даргомыжский. "Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены "Каменного гостя" так, как они есть, не изменяя ни одного слова", - писал композитор в одном из писем.
Принцип Даргомыжского, с помощью которого он хотел показать человеческую речь со всеми ее интонациями, позже оказал огромное влияние на русских музыкантов – особенно четко это прослеживается в "Борисе Годунове" и "Хованщине" Модеста Мусоргского.
Не меньше внимания, чем в "Русалке" Даргомыжский уделил и психологическим образам героев, причем не только главных действующих лиц, а всех персонажей.
Премьера оперы состоялась в 1872 году в Мариинском театре, партию Дон Жуана исполнил Федор Комиссаржевский, а в роли Лепорелло выступил Осип Петров. Позже "Каменного гостя" дважды ставили в Москве, а также в Зальцбурге и Праге.
1. Федор Шаляпин исполняет "Арию Мельника" из оперы Даргомыжского "Русалка". Запись 1931.
2. Тамара Синявская исполняет песню Лауры из оперы Даргомыжского "Каменный гость". Оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижер — Марк Эрмлер. 1977 год.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников