Сибирский Колизей
Как утопический проект превратили в оперный театр
Фотопроект «Россия. Территория настоящего»

Огромный Новосибирский академический театр оперы и балета виден уже с воздуха, когда самолет снижается над аэропортом Толмачево. Настоящий колосс в сердце Сибири, он напоминает античный храм. Центр города спланирован так, что все пути приведут к этому удивительному зданию. Или наоборот – все дороги от него расходятся. Местные жители называют театр сибирским Колизеем.

Его сцена превосходит размерами сцену Большого, а один только пожарный занавес весит 32 тонны. Об этом здании ходят легенды. В Новосибирске рассказывают, что под театром есть подземное озеро и ход, ведущий к городской администрации. Где-то, опять же по слухам, даже проложена узкоколейная железная дорога.

1 / 8
Фойе концертного зала имени И.А Зака в Новосибирском театре оперы и балета, открывшегося после реконструкции.

История Новосибирского академического театра оперы и балета (сокращенно – НОВАТ) началась в конце 1920-х годов, когда в городе решили возвести Дом науки и культуры – комплекс из нескольких зданий, объединенных единым архитектурным замыслом. Под одной крышей планировалось разместить театр, краевой музей, картинную галерею, библиотеку.

Проект поручили архитектору Александру Гринбергу, театральному архитектору Трауготу Бардту и главному художнику Большого театра Михаилу Курилко.

Они разработали специальную систему «Теомасс»: театр, зал собраний, спортивные мероприятия, механизация сцены.

Им хотелось создать уникальный театр панорамно-планетарного типа, где на сцену прямо с улицы могли бы заезжать автомобили, тракторы и танки, вступать колонны демонстрантов. На купол предполагалось проецировать кинофильмы.

В 1931-м состоялась закладка комплекса. Однако через четыре года проект пересмотрели: отказались от идеи Дома науки и культуры и продолжили строить обычный оперный театр. Практически все элементы системы «Теомасс» были демонтированы.

 

«В том, что проект существенно пересмотрели, не стоит усматривать исключительно чью-то злую волю», – считает театральный художник, доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Владимир Баландин.

 

«Были объективные обстоятельства. Например, подкупольное пространство закрыли подвесным потолком из соображений акустики. Во многом идеи планетарного театра остались теоретическими. Сообщество драматургов на них не откликнулось».

1 / 11
Учащиеся Новосибирского государственного хореографического училища во время ежегодного выпускного концерта на большой сцене Новосибирского академического театра оперы и балета (НОВАТ).

По словам Баландина, некоторые городские легенды, связанные с НОВАТом, основаны на реальности. «Под зданием действительно есть подземный резервуар – он простирается почти под всем партером. Воды там никогда не было. Но отсюда пошли слухи об озере. Первоначальный проект предусматривал там бассейн для водных пантомим. Во время этих представлений часть посадочных мест планировалось убирать».

Что касается подземного хода, то тут речь идет о небольшой пешеходной галерее, ведущей к городскому совету, продолжает Баландин.

«Ничего таинственного в узкоколейной дороге, проложенной под зданием, тоже нет. Театр отапливался своей котельной, для подвоза угля к котлам и понадобилась короткая узкоколейка. Ее длина – около 20 метров», – рассказывает художник.

1 / 7
Балерины в балетном классе Новосибирского государственного хореографического училища.

В театре сохранились и пандусы, предназначенные для тяжелой техники. «Они были спроектированы так, чтобы выдерживать легкий танк, – говорит Владимир Сергеевич. – Даже сейчас на сцену могут при необходимости заезжать груженые машины». Отреставрирован легендарный купол.

При диаметре в 60 метров его толщина всего лишь восемь сантиметров.

Строительство театра затянулось на десятилетие. Масштабные работы завершили только к январю 1941 года, когда и состоялся пробный концерт. Оборудование сцены еще не было закончено, и оперу Чайковского «Иоланта» исполняли перед главным занавесом, на авансцене.

Открылся театр 12 мая 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин». НОВАТ – первый немосковский театр, получивший звание академического. С середины 1950-х труппа выезжала на заграничные гастроли – с неизменным успехом.

В 2015 году, когда театр возглавил Владимир Кехман, в здании провели масштабный ремонт.

Современные технологии позволили максимально эффективно использовать пространство огромной сцены и уникальную акустику зала. Однако выполненные работы вызвали нарекания реставраторов.

1 / 8
На складе декораций Новосибирского оперного театра.

В итоге Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области признало ремонт театра незаконным. В декабре 2017-го Владимир Кехман покинул пост, а через два месяца гендиректором НОВАТа был назначен экс-директор Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Ара Карапетян.

 

Главный режиссер Новосибирского оперного театра Вячеслав Стародубцев убежден: «Театр – это пространство любви, площадка, где можно и нужно говорить правду, но языком красоты и возвышенного, а не языком примитивного. Театр должен просвещать и привлекать одновременно».

«Я отслеживаю публикации в инстаграме, после спектаклей читаю отзывы, смотрю фотографии. Последние пару лет в театр приходит много молодежи. Они интересуются, делятся впечатлениями. Нельзя забывать об образовательной миссии театра», – считает Стародубцев.

1 / 9
В гримерной Новосибирского оперного театра.
1 / 5
Зрители перед началом спектакля в Новосибирском оперном театре.

О театре Стародубцев говорит с трепетом и любовью. Почтение к «своему оперному» здесь испытывают, кажется, все, начиная от солистов и заканчивая костюмерами.

 

Галина Пахомова более 20 лет была солисткой, пела на сцене Новосибирского оперного вместе с мужем, басом Михаилом Пахомовым. Последние годы она трудится в НОВАТе капельдинером и признается: «Театр – мой второй дом». Ей вторят и другие сотрудники, даже те, кто совсем недавно пришел сюда работать.

 

«Что такое театр для меня? Все. Это моя жизнь, мой дом. Я был поражен масштабами Новосибирского театра, когда впервые попал сюда. И то, что мы сейчас делаем, даст плоды через пять-десять лет. Публику надо воспитывать», – подчеркивает руководитель балета Денис Матвиенко.  

За жизнью театра как бы наблюдают мраморные скульптуры греческих богов с галереи в зрительном зале.

 

«У нас уникально все, начиная с этих статуй, – говорит Вячеслав Стародубцев. – Для меня это сакральное место, сродни Олимпу, до которого даже не мечтаешь добраться, а оно само тебя выбирает, одухотворяет, помогает. Красота ведь не борется, она существует в высших сферах».

Учащиеся Новосибирского государственного хореографического училища во время ежегодного выпускного концерта на большой сцене Новосибирского академического театра оперы и балета (НОВАТ).

 

«Самое главное – никогда не останавливаться. Всегда есть куда двигаться, – убежден главный дирижер театра Дмитрий Юровский. – Я испытываю особую ответственность, работая здесь, в этом прекрасном здании, открытом в дни Великой Отечественной».

Каждый год 9 Мая над театром поднимают Знамя Победы – как символ долгой и богатой истории сибирского Колизея.

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена