МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. Спустя пять дней после начала переговоров по мирному урегулированию в Сирии, которые проходят под эгидой ООН в Женеве, диалог по-прежнему остается в подготовительной фазе.
Женевские переговоры между правительством Сирии и представителями сирийской оппозиции начались 29 января. Они проводятся в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №2254. Ожидается, что переговоры продлятся шесть месяцев. Первый этап непрямых переговоров может продолжаться около двух недель.
Дамаск ожидает список
В делегации правительства САР заявляют, что ожидают составления конкретного списка участников переговоров оппозиции, который, по мнению официального Дамаска, должен составляться самими оппозиционерами при содействии спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры.
"Мы говорили и продолжаем говорить, что этот диалог является межсирийским, сирийцы ведут его сами без предварительных условий и без иностранного вмешательства. Выбор делегаций оппозиции — и кто с кем будет говорить — является, согласно резолюции 2254, сирийским делом. Сирийцы решают, кто будет вести диалог с делегацией республики", — заявил глава делегации САР Башар Джаафари, выступая перед журналистами во вторник.
"Мы сейчас находимся в подготовительной фазе. Перед тем как начать межсирийские дискуссии, чтобы начать межсирийские переговоры, необходимо присутствие двух сторон", — отметил Джаафари.
При этом замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов, присутствующий на переговорах в Женеве, отметил в беседе с журналистами, что вопрос о составлении единой делегации оппозиции уже не стоит.
"Нет, вопрос не идет о составлении одной делегации. В настоящий момент здесь присутствует две делегации, это так называемая эр-риядская группа и группа, которая называется лозаннской. Вот эти две основные группы, они и будут партнерами сирийской правительственной делегации по переговорам", — сказал Гатилов.
Курдский вопрос
По его словам, "участие курдов признается господином де Мистурой, в определённой степени такое же понимание есть и у американских партнеров, но, к сожалению, этот вопрос наталкивается на жесткую позицию Турции, которая возражает против того, чтобы курды приняли участие в переговорном процессе".
"Но, как обещал нам господин де Мистура, он будет продолжать действовать в направлении приглашения, рассылки официальных приглашений для курдов и надеется, что на последующих переговорных этапах они будут участвовать", — подчеркнул замглавы МИД РФ.
"Курдский аспект был превалирующим в ходе наших контактов, поскольку действительно курды серьезная часть оппозиции, они контролируют более 15% территории Сирии, они являются весомой политической силой, и без ее участия трудно рассчитывать на какое-то продвижение в решении вопросов об урегулировании сирийского кризиса", — заявил Гатилов.
ВКП не выражает оптимизма
"Мы до сих пор требуем выполнения 12, 13 пункта резолюции СБ ООН 2254. В реальности на земле ничего не выполнено и у режима нет желания достичь решения проблемы", — отметил он.
Пункт 12 резолюции СБ ООН призывает стороны конфликта в Сирии предоставить доступ гуманитарных организаций к тем, кто нуждается в помощи, особенно в труднодоступных и осажденных районах, а также освободить всех задержанных лиц, особенно женщин и детей. Пункт 13 требует от сторон конфликта прекратить нападения на гражданские объекты и гражданских лиц.
Впрочем, жесткое требование ВКП относительно увязки решения гуманитарных вопросов с началом межсирийских переговоров не нашло понимания у представителей других делегаций, присутствующих в Женеве.
"Попытки добиться увязки — это свидетельствует о неконструктивной позиции и, возможно, даже о каких-то намерениях заблокировать начало переговоров", — отметил в беседе с журналистами замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов.
В ВКП также продолжают настаивать на участии в переговорах представителей "Джейш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам", которые в РФ признаны террористическими. Как сообщил журналистам представитель "Джейш аль-Ислам" Мохаммад Аллуш, решение об участии групп в переговорах будет приниматься самим ВКП. Между тем Геннадий Гатилов отметил, что международных договоренностей на этот счет не существует.
"Никаких международных договоренностей на этот счет нет. Согласно резолюции СБ ООН 2254 и предшествовавшим им венским документам, вопрос о формировании делегаций поручен господину де Мистуре, чем он и занимался, поэтому каких-то международных договоренностей по поводу того, кто будет входить в состав той или иной делегации, нет", — отметил он.
По словам Гатилова, "что касается "Джейш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам", то мы считаем, что это террористические организации и соответствующим образом к ним относимся". "Тот аспект, что там (на переговорах в Женеве) присутствуют какие-то люди, относящиеся к этим организациям, то они участвуют в составе делегации от оппозиции исключительно в личном качестве", — подчеркнул Гатилов.
Встречи продолжатся
По словам де Мистуры, дипломатические усилия крайне необходимы, потому что у Сирии может не быть другого шанса. "Провал всегда возможен, особенно после пяти лет ужасной войны. Но если в этот раз будет провал, после уже двух конференций в Женеве, для Сирии больше не будет надежды", — заявил спецпосланник ООН в интервью швейцарскому телеканалу RTS.
Офис де Мистуры во вторник также сообщил, что спецпосланник ООН намерен отправить приглашения на переговоры еще более широкому кругу представителей гражданского общества Сирии. "Сегодня спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура направит приглашения сирийским женщинам и представителям гражданского общества, чтобы они внесли свой вклад в переговоры, проходящие в Женеве под эгидой ООН между представителями сирийского правительства и оппозицией", — говорится в заявлении офиса де Мистуры.
В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят банды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются террористические группировки "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (обе запрещены в РФ). Как сообщает HRW со ссылкой на местные сирийские группы, с начала конфликта и до октября прошлого года жертвами конфликта стали 250 тысяч человек, включая 100 тысяч гражданских лиц, а 640 тысяч человек вынуждены жить в условиях продолжительной осады.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>