ЖЕНЕВА, 4 мар – РИА Новости. Закончившийся в Женеве четвертый раунд переговоров по Сирии оставил двойственные впечатления, с одной стороны, никаких ощутимых результатов, на которые была надежда после позитивных встреч по перемирию в Астане, он не принес. С другой — все делегации в целом оценили его со сдержанным оптимизмом, отметив, что барьер сломлен, прогресс есть и, прежде всего, он касается договоренности о повестки дня.
Первый документ от де Мистуры
На одной из первых встреч с делегациями спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура раздал каждой из них по документу, в котором сформулировал предложения по ведению переговоров, в том числе отдельное, но параллельное обсуждение каждой из трех ключевых тем — управление, конституция, выборы, а также формулу "ничто не договорено, пока все не договорено" и перенесение обсуждения вопросов перемирия и борьбы с терроризмом в Астану.
Сначала сам факт направления предложений о процедурных вопросах был воспринят с недоумением — обычно на переговоры приезжают уже с готовой повесткой дня и пониманием, как именно будет происходить обсуждение.
Однако, как заявил позднее глава делегации сирийского правительства Башар Джаафари, именно согласование повестки дня из четырех пунктов — по настоянию правительственной делегации и при поддержки Москвы к трем ключевым вопросам была добавлена проблема борьбы с терроризмом — стало главным достижением четвертого раунда.
"На межсирийских переговорах большой проблемой всегда была повестка дня. Мы всегда говорили, чтобы (спецпосланник генсека ООН Стаффан) де Мистура не повторял ошибок, которые были сделаны господином Брахими (предыдущим спецпосланником Лахдаром Брахими). Эти семь дней, потраченные на определение повестки дня, не потрачены впустую", — сказал он.
"Домашняя работа"
Во второй половине четвертого раунда переговоров де Мистура передал делегациям новую "домашнюю работу". На этот раз, это был неофициальный документ, состоящий из 12 предложений, касающихся будущего Сирии.
Де Мистура также видит Сирию "государством, приверженным национальному единству и со справедливым представительством меньшинств и национальностей в общенациональных, региональных и местных органах самоуправления".
По словам самого спецпосланника ООН, документ представляет из себя точки соприкосновения позиций сторон, которые были выработаны за долгое время межсирйиских дискуссий в Женеве.
"Конституция — это основа основ не только будущей сирийской государственности, но и всей работы по сирийскому урегулированию. Выделение этого вопроса в отдельную корзину — первый шаг на пути создания конституционной комиссии, о чем постоянно говорила Россия", — отметил постпред РФ.
Психологический барьер преодолен
Подводя итоги четвертого раунда межсирийских переговоров, де Мистура заявил, что на нем был сломлен психологический барьер между делегациями оппозиции и Дамаска, даже несмотря на то, что переговоры так и не вышли на уровень прямых. Спецпосланник добавил, что прямые дискуссии между делегациями остаются целью ООН, однако пока эффективнее продолжать переговоры через посредника.
"Я считаю, что сейчас перед нами есть четкая программа работы, которая отражена в четырех темах: три плюс одна. Первая касается всех вопросов, касающихся формирования, надеемся, в шестимесячный срок, правительства, пользующимся доверием, инклюзивного, объединяющего все религии", — заявил спецпосланник ООН на итоговой пресс-конференции.
"Блок №4 отвечает вопросам, в контексте общего политического переходного процесса, вопросы, связанные с стратегией по борьбе с терроризмом, безопасного управления и среднесрочные меры по выстраиванию доверия", — отметил он.
Роль ВКП слабеет, появился новый игрок
Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов назвал главной новизной встречи в Женеве согласие сторон обсуждать ключевые вопросы повестки дня параллельно, а не последовательно, на чем настаивала оппозиция. Для журналистов главной новизной на межсирийских переговорах на этом раунде можно назвать смещение новостного центра от делегации ВКП к делегации сирийского правительства и новому игроку на переговорах – России.
Несмотря на то, что российская сторона сразу объявила, что встреча с оппозицией состоится в среду, ВКП, начиная с воскресенья и со ссылкой на конкретных членов своей делегации, а также на источники, несколько раз в день анонсировала свою встречу с российскими дипломатами. Каждый раз, когда эта информация не подтверждалась, оппозиционеры намекали, что на самом деле беседа все равно состоится, но будет секретной. В итоге, как и было запланировано, встреча состоялась 1 марта в здании представительства РФ при организациях ООН в Женеве.
По ее результатам Гатилов рассказал журналистам, что беседа была конструктивной, есть общее понимание, что нужно двигаться вперед.
Общая делегация
Уменьшение роли ВКП, которую пока все еще называют "основной оппозицией", было заметно и по тому, что никаких новостей, которые действительно несли бы информационную ценность, из их лагеря, в отличие от предыдущих раундов, не поступало. Делегация комитета, состоящая из политиков и военных, выглядела довольно разнородно, регулярно по нескольку раз в день проводила совещания, на которых занималась выработкой общей позиции.
Это происходило на фоне того, что одним из главных ожиданий этого раунда было формирование единой делегации от оппозиции и переход к прямым переговорам. В этой связи неслучайными выглядят слова постпреда РФ Бородавкина.
"Эр-Риядская, московская или каирская вместе взятые платформы не представляют полный спектр сирийской оппозиции. Мы сожалеем, что на этот раунд не были приглашены курды, астанинская платформа и другие умеренные оппозиционеры", — сказал он.
Узнать, получится ли это сделать к следующему раунду, удастся уже в ближайшие недели — предварительно переговоры намечены на 20-е числа марта. До этого журналисты будут ждать новостей из Астаны — там состоится очередная встреча по Сирии, которая с учетом возросшей роли России в урегулировании может придать новый импульс и новое направление всему процессу урегулирования.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>