Дипломатические отношения между Россией и США были установлены 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1809 года. После революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 года.
Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию — от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга.
Первый президент России Борис Ельцин впервые посетил США 31 января — 1 февраля 1992 года. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр. По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые было официально провозглашено окончание холодной войны.
7-16 ноября 2001 года президент России Владимир Путин совершил первый государственный визит в США. Главной темой российско-американских консультаций стала координация совместных усилий в борьбе с терроризмом. Обсуждалась общая международная обстановка и ситуация в отдельных регионах мира — в Центральной Азии, в Ираке, в зоне арабо-израильского конфликта и на Балканах. По итогам переговоров Владимир Путин и Джордж Буш-младший приняли совместные заявления по положению в Афганистане и ситуации на Ближнем Востоке, борьбе с биотерроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков, новым отношениям между США и Россией, экономическим вопросам.
В последние годы отношения России и США, являющиеся системообразующим фактором обеспечения глобальной безопасности и стабильности, серьезно деградировали из-за различных подходов к урегулированию ряда международных проблем.
В этих условиях особую значимость имеет продолжающийся политический диалог на высшем и высоком уровне.
В 2016 году президент России Владимир Путин и президент США Барак Обама провели шесть телефонных разговоров, а также встречу 5 сентября "на полях" заседания "двадцатки" в Ханчжоу (Китай).
Кроме того, 20 ноября состоялась их краткая беседа по ходу саммита АТЭС в Лиме (Перу).
9 ноября 2016 года Владимир Путин направил Дональду Трампу телеграмму, поздравив с победой на президентских выборах, а также пообщался с ним по телефону 14 ноября.
Первый телефонный разговор после вступления Трампа в должность главы государств провели 28 января 2017 года. В ночь на 4 апреля Дональд Трамп позвонил Владимиру Путину, чтобы выразить соболезнования в связи с терактом в Санкт-Петербурге. Президенты также провели телефонный разговор 2 мая, обсудив актуальные международные темы.
7 июля 2017 года "на полях" саммита "Группы двадцати" в Гамбурге (Германия) состоялась первая личная встреча президентов продолжительностью более двух часов.
Главы государств обсудили широкий спектр вопросов, включая общую ситуацию в российско-американских-отношениях и актуальные международные темы.
Интенсивные контакты поддерживали руководители внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри. В 2015-2016 годах они провели более 30 встреч и 130 телефонных разговоров.
Первая встреча Сергея Лаврова с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном состоялась 16 февраля 2017 года "на полях" совещания министров иностранных дел "Группы двадцати" в Бонне (Германия).
Переговоры были продолжены в Москве 12 апреля, где американца также принял Владимир Путин. Сергей Лавров 10 мая посетил с ответным визитом Вашингтон, в том числе встретившись с президентом США. Очередные контакты министров состоялись в сентябре на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Под предлогом внутриукраинского кризиса американская сторона с марта 2014 года провозгласила курс на "системное сдерживание" России и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. Всего под различными американскими санкциями в настоящее время находятся 190 россиян и 395 российских юридических лиц, а также два судна и одно нефтегазовое месторождение.
27 июля 2017 года Конгресс США подавляющим большинством голосов принял "Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций". Закон, подписанный Дональдом Трампом 2 августа, предполагает дальнейшее усиление нажима на нашу страну.
31 августа 2017 года американская сторона объявила о мерах по ограничению деятельности российских дипломатических и консульских представительств в США.
Российской стороной были предприняты необходимые контрмеры, как зеркальные, так и асимметричные.
В конгрессе США идут независимые расследования по поводу "вмешательства России" в выборы президента США, на которых победил Дональд Трамп. Аналогичное расследование также ведет ФБР. Россия неоднократно опровергала обвинения в попытках повлиять на выборы.
Антироссийский курс администрации США пагубно сказался на двустороннем диалоге по актуальным международным проблемам.
Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 году наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года, срок действия — 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военно-политической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.
В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса.
После введения американцами санкций против многих представителей Федерального Собрания имеют место только эпизодические контакты.
В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкций отмечается снижение двустороннего товарооборота. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и США по итогам 2016 года составил 20276,8 миллиона долларов (в 2015 году — 20909,9 миллиона долларов), в том числе российский экспорт — 9353,6 миллиона долларов (в 2015 году — 9456,4 миллиона долларов) и импорт — 10923,2 миллиона долларов (в 2015 году — 11453,5 миллиона долларов).
По доле в российском товарообороте в 2016 году США заняли пятое место, по доле в российском экспорте — 10-е место, по доле в российском импорте — третье место.
В структуре экспорта России в США в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности; драгоценные металлы и камни; машины, оборудование и транспортные средства; древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
Российский импорт из США в 2016 году был представлен следующими группами товаров: машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; металлы и изделия из них; текстиль и обувь.
По данным ФТС РФ, по итогам января-августа 2017 года внешнеторговый оборот России и США составил 14 480,4 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 6 625,4 миллиона долларов и импорт — 7855,0 миллионов долларов.
В сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п.
В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников