Интересные археологические находки в мире в 2005-2015 годах

© Фото : предоставлено Управлением древностей Израиля Самый большой в истории Израиля клад золотых монетСамый большой в истории Израиля клад золотых монет
Подробнее об интересных археологических находках в мире в 2005-2015 годах читайте в справке РИА Новости.

18 февраля 2015 года Управление древностей Израиля сообщило, что израильские аквалангисты-любители обнаружили на дне Средиземного моря самый крупный в истории страны клад золотых монет, который, как считают профессиональные археологи, может стать предвестником еще более сенсационной находки — затонувшего средневекового корабля. Дайверы вызвали специалистов и вместе с ними подняли на поверхность 2 тысячи монет. Они датированы IX-XI веками и были отчеканены египетской династией Фатимидов, контролировавшей в то время территорию современного Израиля.

В конце декабря 2014 года российские археологи при раскопках в здании Тверского музея обнаружили уникальный клад: несколько десятков серебряных женских украшений периода татаро-монгольского нашествия (первая половина XIII века). Тверской клад — один из немногих, который дошел в условной целостности и сохранности до наших дней.

В сентябре 2014 года министерство культуры Греции сообщило, что археологи, занимающиеся раскопками захоронения времен Александра Македонского в городе Амфиполе на севере Греции, обнаружили там две кариатиды. Захоронение близ Амфиполя — самое крупное на территории Греции. Археологи пока затрудняются сказать, кому принадлежит захоронение. По одной из версий, здесь похоронена вдова Александра Македонского Роксана и их сын Александр, убитые в 309 году до нашей эры диадохом (полководцем) Кассандром. Возможно также, что здесь захоронена мать великого полководца Олимпиада или один из его военачальников. Некоторые ученые предполагали, что здесь может находиться и могила самого Александра Великого, хотя, по данным историков, он похоронен в Египте.

В сентябре 2013 года стало известно, что израильские археологи нашли при раскопках в историческом центре Иерусалима клад из десятков золотых монет и ювелирных изделий, которые, по их предположению, еврейская община города спрятала почти полторы тысячи лет назад, страшась персидских завоевателей. Датировать находку началом VII века нашей эры ученым позволили 36 монет с профилями византийских императоров, а определить владельцев, так и не вернувшихся к тайнику, помог золотой медальон с еврейскими религиозными символами — семисвечником-менорой, бараньим рогом-шофаром и свитком Торы. Ценности были спрятаны в фундаменте здания у Храмовой горы, скорее всего, в 614 году. За всю историю раскопок в Иерусалиме это только третий клад золотых монет.

Летом 2013 года могила знатной сарматской женщины, захороненной более 2,5 тысячи лет назад, была обнаружена в Оренбургской области группой студентов истфака Башкирского педагогического университета имени Акмуллы (БГПУ). Раскопками руководил завотделом скифо-сарматской археологии института археологии РАН Леонид Яблонский. Хорошо сохранились элементы одежды, богатые украшения. Находка стала сенсационной еще и потому, что сама усыпальница оказалась нетронутой: вещи и украшения в ней находятся в том самом виде, как их расположили древние кочевники.

В июле 2012 года стало известно, что специалисты французской археологической миссии обнаружили в Египте древнейшую деревянную лодку, возраст которой составляет порядка пяти тысяч лет. Уникальная находка сделана в районе Абу-Раваш в нескольких километрах к северу от Каира. Ученые предполагают, что лодка была создана в эпоху правления фараона Раннего царства Древнего Египта Дена (Удиму). Судя по всему, она была предназначена для погребальной церемонии фараона. Древние египтяне верили, что на лодке будут передвигаться по загробному миру.

Летом 2011 года на территории Монголии казахстанские археологи обнаружили захоронение VII-VIII веков, принадлежащее одному из правителей тюркского каганата, уникальное для Центральной Азии.

Археологические работы в районе Булгын в местности под названием Улаан-Керим ("Красный рудник") в центральной части Монголии вела объединенная экспедиция Института истории Академии наук Монголии и Евразийского национального университета им Л.Н.Гумилева.

Диаметр захоронения составил 25 метров, высота — четыре метра. Недалеко от захоронения были найдены ворота, закрывавшие вход в могильник. С обеих сторон в подземном коридоре, ведущем к захоронению, сохранились очертания рисунков, сделанных черной и красной краской: улитки с головой барса, конное войско тюрков и т.д.

В 2010-2011 годах Институт археологии РАН провел раскопки уникального исторического памятника — византийского храма, расположенного у села Весёлое в Имеретинской низменности, в зоне строительства олимпийских объектов города Сочи. Храм IX-XI веков, принадлежащий к редчайшим образцам архитектуры средневизантийского периода на территории России, был построен греческими мастерами из местного камня — песчаника. По мнению ученых, на территории России — это самый первый христианский центр. Храм в с. Веселое, находящийся в наиболее доступном для экскурсионного показа месте, был органично вписан в проект олимпийской застройки участка Имеретинской низменности. Выявленный памятник был включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

22 декабря 2010 года в журнале Nature появилось сообщение о сенсационной находке в Денисовой пещере в Алтайском крае. Пещера находится в одной из гор в 250 километрах от города Бийска в долине реки Ануй. Раскопки в ней начались в начале 1980-х годов после того, как стало понятно, что территория Алтая в силу благоприятных природных условий в далекой древности была местом пребывания предков современного человека. Из 11-го слоя в пещере 50-тысячелетней давности ученые извлекли останки ранее неизвестного типа древнего человека. Свои выводы ученые сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося в двух образцах тканей древнего человека из Денисовой пещеры — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба. По данным ученых, новый тип людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тысяч лет назад. Эти находки привлекли внимание к Денисовой пещере ученых разных стран, поскольку они нарушают прежние модели эволюции человека, добавляя еще один тип древних людей.

В 2009 году в Мигдале, на берегу Тивериадского озера в северной части Израиля, на участке археологических раскопок, принадлежащем католическому ордену "Легионеры Христа", был обнаружен уникальный камень с высеченным изображением семиствольного светильника — семисвечника, который находился в Иерусалимском Храме. Археологи утверждают, что находку можно датировать периодом между 50 годом до н. э. и 100 годом н.э. Возможно, камень — это остаток от синагоги тех времен, когда жил Иисус. Израильские историки говорят, что речь идет о древнейшем изображении семисвечника, когда-либо найденном.

В 2008 году археологи выдвинули гипотезу, что в Астраханской области обнаружена столица древнего Хазарского каганата — город Итиль, существовавший с VIII по XIV век.

Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище у села Самосделки Камызякского района Астраханской области. Был обнаружен очень мощный культурный слой около трех с половиной метров, причем не только хазарского, но еще и предмонгольского и золотоордынского времени. Исследователи предположили, что это городище — и есть древняя столица Хазарии. Они основывались на косвенных признаках, среди которых наличие кирпичной крепости и большой размер города. С помощью радиоуглеродного метода нижние слои Самосдельского городища были датированы VIII-IX веками — то есть хазарским периодом.

В 2007 году российские археологи, сотрудники Центра египтологических исследований РАН, обнаружили в египетском оазисе Эль-Фаюм сразу несколько мумий греко-римского периода, аналоги которых не были известны в египтологии. В отличие от некрашеных саркофагов греко-римского периода, найденные саркофаги имели разноцветные рисунки и иероглифические надписи, которые содержали данные об усопших. В одной из гробниц некрополя были найдены мумии членов одной семьи — мужчины, женщины и ребенка. На мумии мужчины была позолоченная маска, которая и спустя две тысячи лет сохранила свое сияние. Настоящим открытием стало также обнаружение многочисленных коптских мумий.

Еще одно уникальное захоронение было обнаружено близ гробницы некрополя. Это мумия ребенка, погребенного в окружении мумифицированных животных — собак, кошек, обезьян, а также ибисов. Ранее подобное захоронение нигде не встречалось.

Неожиданная находка была сделана летом 2006 года в Ирландии, когда экскаваторщик обнаружил в болоте средневековую книгу псалмов. Ученые тогда окрестили эту находку крупнейшей находкой за два столетия.

Возраст ее составляет не менее тысячи лет. Книга, столько лет пролежав в болоте совершенно не подверглась разрушению и не рассыпалась от контакта с ковшом экскаватора. Интересно, что книга была раскрыта на странице с псалмом 83, в котором описывается, как Бог выслушивает жалобы сынов Израиля на то, что их пытаются уничтожить другие народы.

В 2006 году международной Иссык-Кульской историко-археологической экспедицией на дне высокогорного озера Иссык-Куль (Киргизия) была открыта неизвестная древняя цивилизация, существовавшая 2,5 тысячи лет назад. Аквалангисты обнаружили на дне озера оргомные каменные стены, размытые волнами курганы, в которых хоронили скифов. Были найдены прекрасно сохранившиеся предметы сакского (скифского) периода, в том числе бронзовые топорики и наконечники, самозатачивающиеся кинжалы акинаки.

В 2005 году Иссык-Кульской экспедиции на северном побережье высокогорного Иссык-Куля удалось найти уникальный исторический памятник — христианский монастырь, в котором, согласно свидетельствам средневековых источников, упокоены мощи святого апостола Матфея. То, что армянский монастырь существовал, подтверждает Каталанская карта мира, изданная в 1375 году. Надпись на манускрипте гласит: "Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся останки святого апостола-евангелиста Матфея".

Экспедиция, созданная на основе договора между Кыргызско-Российским Славянским университетом и Конфедерацией подводной деятельности России, ведет свои изыскания с 1990-х годов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников