Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года у буддистов. Проводится 29 числа последнего лунного месяца. В 2015 году хурал Дугжууба проводится 17 февраля.
Само слово "дугжууба" тибетского происхождения и означает число "60", хотя на самом деле этот обряд символизирует изгнание 64 сил зла, ответственных за беды, хвори и даже смерть.
В догжурах, сборниках буддийских обрядов, перечисляются все несчастья, от которых избавляет обряд Дугжууба: 404 болезни, вызываемые нарушением баланса ветра, желчи, слизи; 18 видов психических и нервных заболеваний, вызываемые духом этих болезней; 15 детских болезней; 360 причин нарушения душевного равновесия, вызывающих обострения чувства страха, похоти и гнева; 64 скоропостижных бедствия, внезапных заболевания и смерти; 8 видов преждевременной смерти, когда предназначенный срок жизни еще не истек; 20 тысяч дурных последствий прежних деяний.
Последний день уходящего года имеет особый статус. В этот день все верующие должны закончить подготовку к празднику, завершив обновления в доме, вычистив все, что необходимо, приготовив праздничный стол для трапезы всей семьей.
Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд духовного очищения — специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, без добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную "порчу". Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.
Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки (бурят. балин). Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор — это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, на которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа. По внешнему контуру также вырезаны три полоски, окрашенные в черный, белый и красный цвета. Черный олицетворяет неведение, белый — страсть, красный – гнев.
Соор — это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки.
После соответствующего молебна ламы выходят из храма за ворота монастыря к месту, где накануне приготовляется костер. Ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и три яда сознания – неведение, страсть и гнев. Затем торжественно сжигают его на костре, огонь которого означает мудрость. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется "Соор залаха" — в честь самого сооружения.
Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.
На хурале совершается поклонение и подношение защитнику Дхармы (бурят. сахюусан) Чойжалу (санскр. Калакупа), поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают от его вредоносных действий.
Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно. В буддийской традиции категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню — тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами.
Поэтому для обряда необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.
Дугжууба завершает приготовления к новогоднему празднику. Одновременно начинается новый 12-летний цикл буддийского календаря.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников