PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development).
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР.
Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research — ACER). В консорциум также входят Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (Netherlands National Institute for Educational Measurement — CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования Японии (National Institute for Educational Research, NIER), Вестат США (WESTAT).
Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году — 43, в 2006 — 57, а в 2009 — 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году.
Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа коллективов Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.
Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР — Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты — 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий вошли Гонконг (Китай) — 533 балла и Сингапур — 526 баллов.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по тесту 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области заняли 43 место.
По результатам исследования математической грамотности, в 2009 году в лидеры вышли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Корея, Тайвань и Финляндия. Из близких соседей России в группе лидеров — Германия, Эстония, Словения, Польша, Чехия.
Российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР — 496), что соответствует 38 месту списка. Чуть выше расположились Литва и Латвия, чуть ниже — Греция и Хорватия.
В лидирующей группе по естественнонаучной грамотности в 2009 году оказались учащиеся Шанхая (Китай) со средним баллом 575, Финляндии — 554 балла, Гонконга (Китая) — 547 баллов, Сингапура — 542 балла и Японии — 539 баллов.
Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году статистически ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов (39 место). В соответствии с уровнями естественнонаучной грамотности исследования PISA, 78% российских учащихся достигли и превысили пороговый уровень (2-ой по международной шкале).
Данные по тесту PISA, который состоялся в 2012 году, будут опубликованы 3 декабря 2013 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников