День герба и флага города Москвы установлен законом от 22 сентября 2004 года "О праздниках города Москвы" в целях развития городских традиций.
Праздник отмечается ежегодно 6 мая.
В соответствии с законом города Москвы от 11 июня 2003 года "О гербе города Москвы", герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
Современный герб города основан на историческом гербе, утвержденном Екатериной II 20 декабря 1781 года: "в червленом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьем черного дракона".
В 1883 году герб обрел внешние украшения в соответствии с реформой барона Бориса Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою".
Исторический герб стали снова использовать в 1991 году, когда художник Константин Иванов предложил свой эскиз. Утвержден герб тогда не был, хотя и использовался неофициально.
Официально герб был восстановлен только в 1993 году распоряжением мэра Москвы. Новый эскиз герба, который используется и сейчас, выполнил тоже Константин Иванов.
Флаг Москвы, согласно закону от 11 июня 2003 года "О флаге города Москвы", представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы — Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия.
Святой Георгий считается покровителем Москвы. Это один из наиболее известных святых в христианском мире, а в некоторых странах (например, в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Георгия над змеем. Убив чудовище, Георгий, согласно легенде, избавил от верной гибели дочь правителя, которой надлежало стать очередной жертвой змея.
"Чудо о змии" получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.
На Руси почитание святого Георгия пришло из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава Мудрого впервые появляется пеший образ святого Георгия.
Имя "Георгий" в переводе с древнегреческого означает "земледелец", и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: "Юрьем починают, Юрьем и кончают". На Руси его называли Егором и Юрием — от сокращенного Гюргия.
Для Москвы судьбоносное событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием — так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.
На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч — еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя — всадника, попирающего копьем змия.
Однако историки до сих пор не пришли к общему мнению, когда именно Георгий Победоносец появился в государственной символике.
Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче — как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречался на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию "Чуда святого Георгия о змие". Историк Владимир Муравьев, исследовавший историю московского герба в книге "Легенды древней Москвы", считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени — середины XV века — образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.
Православная церковь 6 мая чтит память великомученика Георгия Победоносца. В этот день Патриарх Московский и всея Руси по традиции совершает праздничное богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
День великомученика Георгия в народе еще называли "Юрьев день"; в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников