Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев направил в среду телеграмму руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорю Артемьеву, в которой потребовал ужесточить контроль за правомерностью роста цен на нефтепродукты, в том числе, на авиакеросин.
Авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти. Авиакеросин ‑ легкое дизельное топливо высокой степени очистки от серы и ароматических углеводородов в соответствии с правилами эксплуатации авиационных двигателей. Соответственно, при росте цен на нефть увеличивается и цена авиационного керосина, причем она растет даже быстрее, так как глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта.
Рынок авиационного керосина формируют с одной стороны, производители, в роли которых выступают нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) российских нефтяных компаний, а с другой, потребители ‑ авиационные компании, эксплуатирующие парк самолетов.
Авиакеросин в России производят все НПЗ, крупнейшие ‑ "Лукойл", "Газпром нефть", "Роснефть", "Сургутнефтнегаз", ТНК‑ВР, а основные оптовые трейдеры (общие продажи — около 5 млн тонн) ‑ "Лукойл‑аэро", ТОАП и "Газпром нефть ‑ Аэро". Всего в 2007 году в России было произведено 9 млн тонн авиакеросина, из которых на долю пяти крупнейших нефтекомпаний приходится 7,5 млн тонн.
С осени 2007 года цены на авиатопливо совершили скачок, увеличившись в два раза и во многих случаях превысив цены мировых рынков. Так, после последнего ценового скачка в июне 2008 года средняя цена авиатоплива в России составляет около $1500 (31 500 рублей) за тонну, а порой доходит до $1600 (37 000 рублей) за тонну. В то время как на европейских биржевых площадках она сейчас составляет $1420‑1450 за тонну. По данным Информационно‑аналитического центра "Кортес", среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на авиакеросин с января по июль 2008 года выросли на 37,7%. При этом, по данным Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), с конца мая средняя мировая котировка цен на авиационное топливо снижается.
По мнению специалистов, столь значительная разница в ценах объясняется наличием на Западе биржевых механизмов ценового регулирования. За рубежом цена формируется при участии покупателя в результате торга, в России же стоимость топлива назначает производитель. Причинами роста цен на российском внутреннем рынке авиатоплива эксперты считают монополизацию рынка нефтяниками и высокие ставки акцизов и налогов (60‑70% от оптовой цены).
В большинстве российских аэропортов, как правило, один продавец авиакеросина, что сильно осложняет ситуацию для авиакомпаний — они вынуждены покупать топливо по монопольной цене. У авиакомпаний затраты на топливо составляют 40 ‑ 50% от всех расходов.
15 июля 2008 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении дел в отношении пяти крупнейших российских нефтекомпаний ‑ ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК‑ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". Служба считает, что они злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке, устанавливая монопольно высокие цены на авиакеросин и дизельное топливо. "Газпром нефть" и ТНК‑ВР обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников