Тунгусский метеорит: факты и гипотезы. Справка

Столетие Тунгусской загадки. Гипотезы, мнения экспертов (14)
В земной атмосфере примерно раз в год происходит тунгусская катастрофа в миниатюре - взрыв астероида или кометы, мощностью примерно равный атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму. (Место падения Тунгусского метеорита. Фотолента)

30 июня 1908 года около 7 часов утра местного времени над территорией Восточной Сибири в междуречье Лены и Подкаменной Тунгуски вспыхнул, как солнце, и пролетел несколько сот километров огненный объект. Почти на тысячу километров вокруг слышались раскаты грома. Полет космического пришельца закончился грандиозным взрывом над безлюдной тайгой на высоте около 5‑10 км  с последующим сплошным повалом тайги в междуречье Кимчу и Хушмо ‑ притоков реки Подкаменной Тунгуски, в 65 км от поселка Ванавара (Эвенкия). Живыми свидетелями космической катастрофы стали жители Ванавары и те немногие эвенки‑кочевники, кто находился в тайге.

Взрывной волной в радиусе около 40 км был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди. Из‑за мощной световой вспышки Тунгусского взрыва и потока раскаленных газов возник лесной пожар, довершивший опустошение района. На огромном пространстве, ограниченном с востока Енисеем, с юга ‑ линией "Ташкент‑Ставрополь‑Севастополь‑север Италии‑Бордо", с запада ‑ атлантическим побережьем Европы, развернулись небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления, вошедшие в историю под названием "светлых ночей лета 1908 года". Облака, образовавшиеся на высоте около 80 км, интенсивно отражали солнечные лучи, тем самым создавая эффект светлых ночей даже там, где их прежде не наблюдали. На всей этой гигантской территории вечером 30 июня практически не наступила ночь: весь небосвод светился (можно было в полночь читать газету без искусственного освещения). Это явление продолжалось несколько ночей.

Космический ураган на много лет превратил богатую растительностью тайгу в кладбище мертвого леса. Изучение последствий катастрофы показало, что энергия взрыва составила 10‑40 мегатонн тротилового эквивалента, что сравнимо с энергией двух тысяч единовременно взорванных ядерных бомб, подобных сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Позже в центре взрыва был обнаружен усиленный рост деревьев, говорящий о радиационном выбросе.

В истории человечества по масштабам наблюдаемых явлений трудно найти более грандиозное и загадочное событие, чем падение Тунгусского метеорита. Первые исследования этого явления начались только в 20‑х годах прошлого века. К месту падения объекта были направлены четыре экспедиции, организованные АН СССР, возглавляемые минерологом Леонидом Куликом. Однако, и 100 лет спустя тайна тунгусского феномена остается неразгаданной.

Гипотезы

Место падения тунгусского тела. АрхивВысказывалось более сотни самых разных гипотез того, что произошло в  тунгусской тайге: от взрыва болотного газа до крушения инопланетного корабля. Предполагали также, что на Землю мог упасть железный или каменный метеорит с включением никелистого железа; ледяное ядро кометы; неопознанный летающий объект, звездолет; гигантская шаровая молния;  метеорит с Марса, трудно отличимый от земных пород. Американские физики Альберт Джексон и Майкл Риан заявили о том, что Земля встретилась с "черной дырой"; некоторые исследователи предположили, что это был фантастический лазерный луч или оторвавшийся от Солнца кусок плазмы; французский астроном, исследователь оптических аномалий Феликс де Руа высказал предположение о том, что 30 июня Земля, вероятно, столкнулась с облаком космической пыли. Однако большинство ученых  склоняется к тому, что это был все‑таки метеорит, взорвавшийся над поверхностью Земли.

Падение гигантского метеорита

Карта вывала леса в районе падения тунгусского метеоритаИменно его следы начиная с 1927 года искали в районе взрыва первые советские научные экспедиции под руководством Леонида Кулика. Но на месте происшествия не оказалось привычного метеорного кратера. Экспедициями было обнаружено, что вокруг места падения Тунгусского метеорита лес повален веером от центра, причем в центре часть деревьев осталась стоять на корню, но без ветвей.

Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму "бабочки", направленную с востока ‑ юго‑востока на запад ‑ северо‑запад. Общая площадь поваленного леса около 2200 квадратных километров. Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5‑10 км.

Столкновения Земли с кометой

Такая гипотеза была выдвинута  академиком Василием Фесенковым, астроном по профессии. В торфяниках были обнаружены даже вещественные доказательства ‑ силикатные и магнетитовые шарики, но слишком мало. Это обстоятельство мешало принять предположение  Фесенкова как гипотезу, так как, согласно обоснованным расчетам сотрудников Института физики, наблюдавшуюся взрывную волну мог произвести заряд, эквивалентный 20‑40 тоннам тротила, при котором осколков должно было быть очень много.

Еще по одной версии, с Землей столкнулось тело, обладавшее большой кинетической энергией, но имевшее низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. Таким телом могла быть комета, состоящая из замерзшей воды и газов в виде "снега", с вкрапленными тугоплавкими частицами.

Инопланетный корабль

Тунгусский метеоритВ 1988 году участники научно‑исследовательской экспедиции Сибирского общественного фонда "Тунгусский космический феномен" под руководством члена‑корреспондента Петровской академии наук и искусств (Санкт‑Петербург) Юрия Лавбина обнаружили недалеко от Ванавары металлические стержни. Лавбин выдвинул свою версию случившегося ‑ из космоса на нашу планету надвигалась огромнейшая комета. Об этом стало известно какой‑то высокоразвитой цивилизации космоса. Инопланетяне, чтобы спасти Землю от глобальной катастрофы, выслали свой дозорный космический корабль. Он должен был расколоть комету. Но, к сожалению, атака мощнейшего космического тела оказалась не совсем удачной для корабля. Правда, ядро кометы рассыпалось на несколько осколков. Некоторые из них попали на Землю, а большая часть их прошла мимо нашей планеты. Земляне были спасены, но один из осколков повредил атакующий инопланетный корабль, и тот совершил вынужденную посадку на Землю. Впоследствии экипаж корабля отремонтировал свою машину и благополучно покинул нашу планету, оставив на ней вышедшие из строя блоки, остатки которых и были найдены экспедицией к месту катастрофы.

За долгие годы поисков обломков космического пришельца члены различных экспедиций в общей сложности обнаружили на территории катастрофы 12 широких отверстий конической формы. На какую глубину они уходят, никто не знает, так как их никто даже не пытался изучать. Однако недавно исследователи впервые задумались над происхождением отверстий и картиной повала деревьев в районе катаклизма. По всем известным теориям и по самой практике, поваленные стволы должны лежать параллельными рядами. А тут они лежат явно антинаучно. Значит, и взрыв был не классическим, а каким‑то совершенно неведомым науке. Все эти факты позволили геофизикам вполне обоснованно предположить, что тщательное изучение конических отверстий в земле прольет свет на сибирскую тайну. Некоторые же ученые уже стали высказывать мысль о земном происхождении феномена.

В 2006 году, по сообщению президента фонда "Тунгусский космический феномен" Юрия Лавбина, в районе реки Подкаменная Тунгуска  на месте падения Тунгусского метеорита красноярские исследователи обнаружили кварцевые булыжники с загадочными письменами. По мнению исследователей, странные знаки нанесены на поверхность кварца техногенным образом, предположительно с помощью воздействия плазмы. Анализы булыжников кварца, которые  исследовались в Красноярске и в Москве, показали, что кварц содержит примеси космических веществ, которые не могут быть получены на Земле. Исследования подтвердили, что булыжники являются артефактами: многие из них представляют собой "срощенные" слои пластин, на каждый из которых нанесены знаки неизвестного алфавита. По гипотезе Лавбина, кварцевые булыжники ‑ осколки информационного контейнера, отправленного на нашу планету внеземной цивилизацией и взорвавшегося в результате неудачного приземления.

Ледяная комета

Самая последняя гипотеза ‑ ученого‑физика Геннадия Быбина, более 30 лет занимающегося изучением тунгусской аномалии. Быбин считает, что загадочное тело представляло собой не каменный метеорит, а ледяную комету. Он пришел к такому выводу, основываясь на дневниках первого исследователя места падения "метеорита", Леонида Кулика. На месте происшествия Кулик нашел вещество в виде льда, прикрытого торфом, но не придал ему особого значения, так как искал совсем другое. Однако этот спрессованный лед с вмерзшими в него горючими газами, найденный спустя 20 лет после взрыва, ‑ не признак вечной мерзлоты, как принято было считать, а именно доказательство того, что теория ледяной кометы верна, считает  исследователь. Для кометы, разлетевшейся от столкновения с нашей планетой на множество кусков, Земля стала своего рода раскаленной сковородкой. Лед на ней быстро таял и взрывался. Геннадий Быбин надеется, что именно его версия станет единственно верной и последней.

Свои верссии тунгусскому явлению давали  и писатели. Известный писатель‑фантаст Александр Казанцев описал тунгусское явление как катастрофу космического корабля, летевшего к нам с Марса. Писатели Аркадий и Борис Стругацкие  в книге "Понедельник начинается в субботу" выдвинули шуточную гипотезу о контрамотах. В ней события 1908 года объясняются обратным ходом времени, т.е. не прилетом космического корабля на Землю, а его стартом.

Но это все только гипотезы, а тайна Тунгусского метеорита так и остается тайной.

Тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 года в сибирской тайге. В район Тунгусской катастрофы помимо российских экспедиций, регулярно отправляются международные экспедиции.

9 октября 1995 года по постановлению Правительства РФ учрежден государственный природный заповедник "Тунгусский" общей площадью в 296 562 га. Территория его уникальна. Она выделяется среди других заповедников и заказников мира тем, что это единственный на земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических последствий космических катастроф.

В Тунгусском заповеднике, ввиду уникальности события 1908 года, в порядке исключения разрешена ограниченная туристическая деятельность с целью экологического просвещения населения, ознакомления с красивыми природными объектами заповедника, местом падения Тунгусского метеорита. Существует три эколого‑просветительских маршрута. Два из них водные, по живописнейшим рекам Кимчу и Хушма, третий ‑ пеший по "тропе Кулика" ‑ знаменитый маршрут первооткрывателя места катастрофы Тунгусского метеорита.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников