Рейтинг@Mail.ru
Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ. Справка - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ. Справка

Читать ria.ru в
Дзен

Канонизация - законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Термин «канонизация» - это латинизированная транскрипция греческого глагола kanonizein ( «включать в канон», «узаконивать»). Он был введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно и поэтому использовалось словосочетание «причтение к лику святых». Это же словосочетание позднее перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне. По учению Церкви, причисленные к лику святых христиане молятся перед Богом о живых.

В Древней Церкви отдельного акта о почитании святых не требовалось, дело ограничивалось внесением их имен с ведома или по распоряжению местного епископа в диптихи и синодики и установлением празднования дня их кончины. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя. К началу пятого века чествование святых приобрело довольно обширный характер и чтобы предотвратить попадание в церковный культ святых лиц сомнительного достоинства, церковные власти решили следить как за установлением почитания святого, так и за запрещением ложных чествований.

В истории канонизации святых в Русской Православной Церкви выделяется пять периодов:

а) от Крещения Руси до Макариевских соборов. За это время канонизовано 68 святых. При канонизации особое внимание уделялось чудотворению от святых мощей;

б) собственно Макариевские соборы 1547 и 1549 гг. На них было прославлено для общецерковного почитания 39 угодников Божиих. Свидетельства о чудотворениях по-прежнему оставались важнейшим критерием;

в) от Макариевских соборов до учреждения Святейшего Синода в 1721 году. За это время в святцах появилось 146 новых имен. Были прославлены многие церковные строители и миссионеры. Произошло смещение акцента с чудотворений на заслуги перед Церковью и на личный подвиг, особо почитались благочестно пожившие епископы (в чем сказалась византийская традиция);

г) синодальный период. Не столь богат канонизациями - всего лишь 10 имен для общецерковного почитания и 15 местночтимых святых. Была совершена одна соборная канонизация - святых угодников Киево-Печерской Лавры (всего 118 имен);

д) современный период. Первая канонизация состоялась на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг., когда были прославлены Священномученик Иосиф Астраханский и Святитель Софроний Иркутский. Затем после длительного перерыва канонизации возобновились в 1970 г., когда к лику святых был причислен Святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, и в 1977 г. - Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский. Возродилась также практика внесения в святцы подвижников, канонизованных другими Церквами: в 1962 г. - Святой Иоанн Русский, в 1970 г. - Преподобный Герман Аляскинский. По существующей в Церкви традиции святые, канонизированные в отдельных Поместных Церквах, вносятся в Месяцесловы других поместных Церквей без повторного акта канонизации.

В истории Церкви акт канонизации претерпевал видоизменения и имел свое развитие, однако одно остаётся неизменным: всякое прославление святых всегда совершается по благословению и волеизъявлению самой Церкви. Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории.

В мае 1981 года, в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, начала свою деятельность Историко-каноническая группа, подготовившая канонизацию девяти подвижников Русской Православной Церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублёва, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, преподобного Амвросия Оптинского. Торжественная канонизация этих подвижников была осуществлена  Поместным Собором в июне 1988 года.

Так началась новая веха в истории канонизации святых Русской Православной Церкви нового времени. 11 апреля 1989 года постановлением Священного Синода Русской Церкви была образована Синодальная Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви. В работе Комиссии принимают участие богослововы Духовных школ, пастыри и миряне Русской Православной Церкви, лучшие научные силы Церкви, светские ученые, которые оказывают помощь своими консультациями.

Решение об общецерковном прославлении святого принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору. Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие; православие безукоризненное;  народное почитание; чудотворения; и если есть таковые, то нетленные мощи.

Однако перед исследователями в деле канонизации встал один сложнейший вопрос - это  вопрос о критериях святости применительно к новым мученикам. В древности этого вопроса не существовало - или ты исповедуешь Христа и принимаешь смерть, или отрекаешься от Него и Церкви, и этим сохраняешь себе жизнь. В ХХ веке гонения на христиан, если сравнивать их с гонениями первых веков, стали более длительными по времени и более изощренными по форме и содержанию. Поэтому в наше время необходимо применять дополнительные критерии при подходе к канонизации пострадавших в эпоху гонений, учитывая обстоятельства эпохи. Комиссией особо тщательно изучаются материалы, касающиеся церковного служения и поведения на следствии предлагаемых к канонизации подвижников; к прославлению в лике новомучеников и исповедников Российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.

Заявление о канонизации должно исходить от епархиального архиерея той епархии, где пострадал человек. Сегодня почти во всех епархиях есть епархиальная Комиссия по канонизации. Эта Комиссия исследует материал, составляет проект жизнеописания подвижника. Поскольку человек стал жертвой репрессий, необходимо, чтобы были представлены материалы следственного дела. Для более подробного составления жизнеописания привлекаются епархиальные архивы (послужные списки духовенства), изучаются клировые ведомости. После этой предварительной работы епархиальной Комиссии материалы, которые сопровождаются письмом епархиального архиерея, направляются в синодальную Комиссию по канонизации. Начать собирать сведения и документы о пострадавшем могут и родственники, но рассмотрение этого вопроса Церковью санкционируется архиереем.

В зависимости от распространённости почитания подвижника он прославляется или как общецерковный святой, или как местночтимый (если почитание его не выходит за пределы какого-либо монастыря или епархии). В 1990-е годы была восстановлена практика прославления святых к местному почитанию. В подходе к канонизации местночтимых святых используются те же критерии, что и при общецерковном прославлении. Благословение причислить к лику местночтимых святых подвижника веры даёт Святейший Патриарх. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке. Имена местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных служебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах.

На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1608 человек.

Канонизация святых, или прославление всех, кто своей кровью утверждал достоинство Церкви, объединяет Русскую Православную Церковь с теми, кто все эти годы в условиях зарубежья оставались русскими православными христианами. Именно в единстве святых РПЦ и РПЦЗ оказались вместе и сейчас уже вплотную подходят к воссоединению именно через прославление святых. Правда в прошлом, в эпоху конфронтации между МП и РПЦЗ имели место повторные канонизации святых, уже прославленных РПЦЗ, существовали некоторые "спорные" фигуры, которых РПЦЗ признает святыми, а РПЦ нет. Русская православная церковь зарубежом канонизировала императора Николая II еще в 1981 году . В России же, где в течение 80 лет Николая II называли не иначе как «кровавым», сделать это раньше было невозможно; царственные мученики были прославлены только как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитались они как святые и в Сербской Церкви. И даже в 1997 году на Архиерейском Соборе, на котором обсуждался вопрос о канонизации Царственных мучеников, среди архиереев не было единого мнения. И только 14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русская православная церковь канонизировала царскую семью и поставила точку и в этих разногласиях.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала