Астрономы открыли "четверку" танцующих планет-гигантов - РИА Новости, 12.05.2016

Астрономы открыли "четверку" танцующих планет-гигантов

© NASA/JPL-CaltechПланетная система с двумя солнцами Kepler-16
Планетная система с двумя солнцами Kepler-16
Телескоп "Кеплер" помог планетологам найти необычную звездную систему, Kepler-223, в которой обитает сразу четыре планеты гиганта, которые кружатся в своеобразном космическом танце - периоды их обращения вокруг звезды относятся друг к другу как натуральные числа.

МОСКВА, 12 мая  — РИА Новости. Телескоп "Кеплер" помог планетологам найти необычную звездную систему, Kepler-223, в которой обитает сразу четыре планеты гиганта, которые кружатся в своеобразном космическом танце — периоды их обращения вокруг звезды относятся друг к другу как натуральные числа, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Система Kepler-223 стала необычно стабильной в долгосрочном периоде времени благодаря тому, что четыре ее планеты взаимодействуют друг с другом через силу притяжения, "танцуя" друг с другом и кружа вокруг звезды. Периоды орбит этих планет соотносятся как числа 3 и 4, 4 и 6, 6 и 8, что говорит об одном, единственно возможном сценарии их рождения", — рассказывает Эрик Форд (Eric Ford) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).

Как объясняет Форд, гравитационное взаимодействие планет, звезд и малых небесных тел часто приводит к тому, что они начинают вращаться друг вокруг друга или вокруг какого-то другого объекта со строгой математической периодичностью. Ярким примером этого является трио спутников Юпитера – Ганимед, Европа и Ио. За то время, пока Ганимед совершает один оборот вокруг планеты гиганта, Европа делает ровно два витка по своей орбите, а Ио – четыре.

Подобный "космический балет" не является случайностью – орбитальные резонансы являются продуктом сложных гравитационных взаимодействий между планетами, благодаря чему астрономы могут узнавать некоторые детали из прошлого Солнечной системы и экзомиров, опираясь на известные нам примеры "танцев в космосе".

Звездное небо. Архив
Астрономы обнаружили в созвездии Водолея "космический балет"

Изучая данные, собранные телескопом "Кеплер" во время его основной миссии, Форд и его коллеги натолкнулись на пример такого "балета" в виде системы Kepler-223, расположенной в  созвездии Лебедя  и удаленной от нас на 4,5 тысячи световых лет.

В ней обитает сразу четыре крупных газовых гиганта, чьи размеры примерно в 5-6 раз превышают диаметр Земли. Они были открыты еще четыре года назад, и тогда у ученых появились подозрения, что вращение двух ближних к звезде планет и двух дальних гигантов было синхронизировано друг с другом.

Группа Форда повторно проанализировала данные и провела дополнительные наблюдения, которые показали, что все четыре планеты "танцуют" вместе, находясь в резонансе 3:4:6:8. Это побило рекорд системы Gliese 876, вращение трех планет в которой синхронизировано между собой, и рассказало ученым о том, как могли родиться планеты-гиганты в нашей Солнечной системе.

Астрономы впервые нашли экзопланету по гравитационным возмущениям

Дело в том, что сегодня планетологи считают, что Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран родились на дальних подступах Солнечной системы, и лишь затем мигрировали в ее внутреннюю часть. Как объясняет Форд, существование системы из четырех "танцующих" газовых гигантов, расположенных очень близко к светилу, говорит о том, что подобные миграции действительно возможны.

Как полагают ученые, наши планеты-гиганты мигрировали в сторону Солнца аналогичным образом, однако их "балет" был разрушен в результате столкновений и взаимодействий с другими небесными телами, в том числе, возможно, и Земли и других планет из земной группы, заключают ученые.