МОСКВА, 12 июл — РИА Недвижимость. Освобожденный в среду из-под стражи Сергей Полонский о своих дальнейших планах пока говорить не стал, но пообещал, что деятельность его будет сенсационной. При этом эксперты, опрошенные РИА Недвижимость, считают, что перспективы его возвращения на отечественный девелоперский рынок довольно туманны.
Три составляющих девелопмента
В среду Пресненский суд Москвы приговорил Полонского к пяти годам колонии за хищение у дольщиков 2,6 миллиарда рублей, но тут же освободил от наказания из-за истечения сроков давности. Бизнесмен пока затрудняется говорить о конкретных дальнейших планах, но уверен, что его деятельность в любом случае будет сенсационной. "Я переверну мир", — заверил он журналистов после освобождения. При этом он добавил, что не исключает своего возвращения в предпринимательскую деятельность.
Рассуждая о вероятности возвращения Полонского на девелоперский рынок, президент группы ПСН Максим Гасиев обращает внимание, что в девелопменте есть три краеугольных камня – деньги, отношения с властями и покупатели. Что касается денег, то неизвестно, обладает ли сегодня Полонский достаточными ресурсами и какие долговые обязательства у него остались, размышляет он. С властями тоже все не так просто – не каждый чиновник решится выдать ему разрешение на строительство.
А вот с покупателями, как ни странно, всё гораздо проще, замечает президент ПСН. По его словам, покупатели в эконом-классе вполне могли бы ему доверить свои средства – если в элитном сегменте много значит репутация, то в массовом сегменте более решающим фактором является цена.
"Он мог бы взять кредиты на ведение нового бизнеса в банках, но не понятно, будут ли финансовые организации давать кредиты человеку, у которого за плечами судимость", — размышляет партнер "Химки Групп" Дмитрий Котровский. По его мнению, с государственными банками он не сможет договориться. Но сегодня есть много других инструментов, которые помогли бы Полонскому начать реализовывать себя, замечает Котровский, приводя в пример Александра Ручьева, который, покинув компанию "Мортон", понял, что у него для этого есть все возможности и опыт, чтобы начать новые проекты.
"Я думаю, что рынку сейчас нужны интерактивные и интеллектуальные люди", — добавляет партнер "Химки Групп", подчеркивая, что "Полонский всегда брался за сложные проекты и сталкивался со сложными ситуациями, из которых выходил с достоинством и с чувством личной ответственности".
Методы прошлого
Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров характеризует Полонского как "человека труда и творчества". Он убежден, что при желании тот реализует себя в любой сфере, и привлечь инвесторов к своим проектам для него не проблема. Если российские банки не дадут ему кредиты, то иностранные банки будут более лояльны к нему, полагает Дзагуров. Найдутся и частные партнеры, убежден он, поясняя, что многие Полонскому по-прежнему доверяют и хотели бы вести с ним дела. "Я не понимаю, как можно плохо относиться к Полонскому", — заявляет Дзагуров.
У него есть будущее, а девелоперское оно или нет – вопрос уже вторичный, продолжает глава Penny Lane. "Скорее всего, он выберет другую стезю", — предполагает Дзагуров, добавляя, что нынешний девелопмент уже не столь привлекателен, как раньше.
Дзагуров поделился, что он собирался пригласить Полонского дистанционно, из тюремной камеры поучаствовать в тренингах по лидерству и мотивации, проводимых компанией Penny Lane Personnel. Возможно, теперь он примет участие в них, будучи на свободе, говорит собеседник агентства.
Глава Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова утверждает, что методы, которых раньше придерживались некоторые игроки рынка, остались в прошлом. Например, когда-то заказчики могли позволить себе не расплатиться с подрядчиками, к тому же не было 214-ФЗ, во многом обеспечивающего прозрачность рынка, поясняет она. Доходность рынка также уже не столь высока, как в былые годы, а Полонский всегда стремился к быстрым заработкам, рассказывает Цветкова.
"Мне кажется, он сам не захочет вернуться", — предполагает она.
А вот глава группы НДВ Александр Хрусталев, говоря, что Полонский вполне еще может себя проявить, допускает, что это произойдет не в России. "Возможно, где-нибудь в Европе, а учитывая характер Полонского, может и в какой-нибудь Африке", — заключает Хрусталев.