МОСКВА, 20 окт – РИА Новости, Лариса Жукова. В эти дни в столице проходит "Некрополь-Tanexpo World Russia 2016" – единственная в России выставка, посвященная похоронному делу и траурной атрибутике. Мы поговорили с работниками отрасли, чтобы узнать об их отношении к работе, традициям и смерти.
Похороны как бизнес
Традиционная ежегодная выставка "Некрополь" проходит в просторном павильоне ВВЦ без традиционных эксцентричных экспонатов – гробов-аквариумов или усыпальниц в розовом цвете. В этот раз все довольно скромно.
По словам работников отрасли, похоронный бизнес переживает не лучшие времена. Россия только начинает курс на импортозамещение в этой сфере: большую часть погребальной атрибутики – искусственные цветы, ткани, камень, краску для дерева – обычно привозили из-за рубежа. С падением рубля цены на похороны выросли.
Кризис породил самый дорогой за всю историю выставки рекламный ход – впечатляющий гроб "Тутанхамон", изделие из ценных пород дерева стоимостью в один миллион рублей. Его продавец прокомментировал задумку коротко: "Это бизнес. Реклама, чтобы завлечь покупателей".
При создании стилизации использовали современные технологии, рассказал другой работник ритуальной компании:
"Все сделано по 3D-модели. Возможно, у дизайнера были какие-то данные о настоящей гробнице фараона. Мы хотели показать, что можем сделать все. Гламурные гробы мы не делаем – мы не европейцы".
Продавец доверительно сообщил, что пока главный гроб выставки не нашел своего покупателя.
Традиции за доплату
Похоронный бизнес только начинает выходить из тени. Законодательство в этой сфере меняется: коммерсанты обязаны получать лицензию у контролирующих органов, а церемониймейстеры и похоронные директоры – проходить краткосрочные курсы повышения квалификации.
Лучшего специалиста по церемонии прощания выявляют тут же – на специализированном конкурсе, где важно показать свои познания в погребальных традициях. Несмотря на такое внимание к ритуальной культуре, организаторы похорон не всегда компетентны. На безрамотность посетовала танатопсихолог Ольга Заярная, которая провела специальную лекцию "Профессионалы на территории смерти":
"Я пришла на похороны и столкнулась с удивительной ситуацией: далеко не все организаторы похорон знают традиции погребения. Бабки, которые знают, куда встать, что дать, уже умирают. Я смотрю: все стоят, всем неловко. Говорю: давайте хоть вокруг гроба обойдем. Мне отвечают: ну, давайте. Эта ситуация бросает всем нам вызов. Кто-то же должен сказать, что нам делать!".
По словам танатопсихолога, организатор похорон должен иметь несколько вариантов, которые можно предложить людям, в зависимости от их настроения. Мотивация простая: клиенты должны будут доплачивать. Вызвать доверие несложно:
"Вы говорите, что панихида должна длиться не менее сорока минут. И все сразу думают: "О, профессионал!". Они будут доплачивать, если будут понимать, что вы компетентный специалист".
Модные траурные тенденции
В выставке участвуют не только предприниматели. Уже двадцать лет художники и дизайнеры объединяют свои творческие силы, чтобы создать коллекции траурной одежды. Как уверяет куратор проекта Элиза Россар (второй псевдоним – Изабелла Рим), все это делается за идею – ради России:
"Мы первые в мире стали проводить показы похоронных нарядов. Для нас это не бизнес, как для тех, кто продает гробы. Мы только начинаем возрождать ритуальную культуру: ездили по всей стране изучать погребальные традиции вместе с археологами. В каждом регионе до 1917 года были свои костюмы, это было свято. Люди умели достойно проводить своих близких. Но после революции люди перестали соболезновать друг другу – это убивалось. А сейчас нас называют медведями, дикарями!".
По словам Элизы Россар, умерших надо уважать, как и само таинство смерти:
"Я иногда вижу, как стоят хоронят в ярких нарядах, что-то жуют… Мне хочется спросить: вы уважаете кого провожаете? Эстетика – это то же уважение. Когда умерла моя мама, я не знала, что надеть. До сих пор себя виню".
При создании моделей дизайнеры опираются на канон: никакого декольте, открытых рук, коротких юбок. Голова должна быть покрыта, аксессуары должны быть неяркими. Что касается моды – модельеры учитывают современные тенденции.
"Духи смерти" с легким ванильным запахом
Организатора выставки Сергея Якушина называют самым большим энтузиастом развития погребальной культуры. Именно ему, по словам консультантов фирмы "Некрополь 21 век" принадлежит большая часть креативных идей. Например, название средства для дезинфекции воздуха – "Духи смерти". Как пояснил продавец Роман Балакин, это игра слов:
"Когда тело разлагается, его запах опасен для дыхательных путей. Это, скорее, игра слов: духи от смерти. Они имеют легкий ванильный запах, попробуйте".
По словам Романа, работа в этом бизнесе его устраивает: "Я несколько раз был на грани смерти, и это стало чем-то в порядке вещей. Возможно, эта профессия воспитывает цинизм. Но мне стало чуть проще. Пришло смирение, что смерть так же неизбежна, как вдох или выдох".
Болезненные чувства родственников умерших консультант называет эгоизмом. Как говорит Роман, "мертвые не страдают". Главное – проводить их в последний путь достойно.