МОСКВА, 23 авг — РИА Новости, Виктория Сальникова. 23 августа – Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации. Торговля людьми официально запрещена во всех странах, но это не мешает темному рынку процветать. Сложно поверить, но в России в 2016 году не так трудно найти людей, не понаслышке знающих, что значит быть рабом.
Уехал и исчез
6.30 утра. Рынок "Садовод" на юго-востоке Москвы. Каждый день сюда прибывают автобусы, следующие из Махачкалы. Сегодня в одном из них приедет Ярослав Яремчук, несколько месяцев он находился в трудовом рабстве в дагестанском селе Сергокала. На встречу с ним мы отправились с активистом движения "Альтернатива" Алексеем, именно оно помогло мужчине освободиться. Ярославу повезло – в рабстве он провел относительно недолго. "У нас были случаи, когда человек находился в заточении 16 лет. У него был советский паспорт, нового не получил, поэтому в базах не значился", — рассказал Алексей.
Ярослав отправился в Дагестан по своей воле и не в первый раз. Пять лет назад он устроился на кирпичный завод в Каспийск. Отработал три года, за которые получил 30 тысяч рублей и билет до дома. Когда мужчина об этом рассказывает, в его голосе нет нот недовольства – эта сумма ему кажется приемлемой.
"Я решил поехать в Дагестан еще раз. Думал, что меня снова отправят в Каспийск, но в итоге привезли в Сергокалу на кирпичный завод где-то в горах. Условия были ужасными. В прошлый раз у меня на обед и первое блюдо было, и второе. Чай мы пятилитровыми банками брали, жара – пить охота. А сюда… Я принес однажды полулитровую банку под чай, а женщина на розливе на меня посмотрела как на сумасшедшего. Половину баночки налила — и все, больше нельзя. Я даже недели на заводе не пробыл, сбежал", — рассказал Ярослав.
Бежать, правда, оказалось некуда. Документов у него не было, денег и средств связи тоже. Вскоре мужчину поймали и отправили пасти коров. Снова сбежал, но попал к другому "хозяину", у которого задержался на год. Последним "владельцем" Ярослава стал дагестанец по имени Гаджи.
"Когда Гаджи забирал меня от предыдущего "хозяина", то сказал, что я буду баранов пасти, а он – коров. Но в итоге я всех пас. Бараны в одну сторону, коровы в другую, куда бежать не знаешь! А вечером с меня спрашивали! Я просил Гаджи отпустить домой, но он сказал: два года поработаешь, отправлю. Обещал оплатить дорогу и восстановить документы. О зарплате речи не было. Меня, конечно, это смущало, но что делать? Бежать некуда, я даже не пытался. От одного уйдешь – к другому попадешь, еще хуже будет", — сказал Ярослав.
В подтверждение слов Ярослав рассказал о человеке, с которым познакомился в Дагестане. Он тоже пас коров, а по вечерам "хозяин" сажал его на цепь.
"У Гаджи я жил в комнате в сарае, где доят коров. У меня телевизор даже был. Кормили раз в день, по вечерам. Рацион разный, иногда кусок колбасы дадут, иногда суп. Душа не было. Работал я с четырех утра и до темноты, без выходных", — рассказал Ярослав.
Участковый к Гаджи с проверками приезжал, но тот узнавал о визитах заранее и прятал Ярослава. Мужчина не сопротивлялся – он отчаялся ждать помощи. Когда к "хозяину" приехали активисты "Альтернативы" и полицейские, он предлагал им вместо раба забрать барана.
Угрожали магией вуду
Рабство и миграция
У современного рабства множество проявлений, хотя суть неизменна – человека заставляют трудиться против его воли. Ему даже могут выплачивать зарплату, но ровно такую, чтобы хватало на еду и проезд до места работы. С таким подходом часто сталкиваются мигранты, которые приезжают в Россию из стран СНГ.
Джабир работает в Москве четыре с половиной года. Проблем с работодателями у него не было, пока в прошлом году он не устроился на стройку. Официально – по трудовому договору. Одна беда: устно ему обещали одну сумму, а на бумагах поставили другую – гораздо меньшую.
"Мне не платили пять месяцев. Когда мы с другими строителями пришли к директору и попросили дать денег хотя бы на оплату патента и квартиры, он сказал, что это наши проблемы. Ему якобы генеральный подрядчик не дал денег, поэтому выплатить ничего не может. Но мы сходили и туда, выяснилось, что все это время деньги директору перечислялись", — рассказал Джабир.
По бумагам Джабир должен был получать 27 тысяч рублей в месяц, но по факту ему должны 170 тысяч за весь период работы. В суде это доказать невозможно – устные договоренности не учитываются.
"У нас расходы в месяц 20 тысяч – квартира, патент, питание, дорога. Мы в долг брали у друзей и родственников, теперь вернуть как-то надо", — добавил Джабир.
На звонки бывший работодатель не отвечает. Возможно, он уже исчез.
Похожая история приключилась с узбеком Бахтияром. В Москве он работал дворником, тоже официально. Зарплату ему поставили 13 тысяч рублей, но обеспечили комнатой в общежитии.
"У меня было четыре наряда – на двор, прилегающую территорию, подъезд и мусорки. Несколько месяцев назад мне стали удерживать из зарплаты 30 процентов, сказали, что действуют в рамках закона, обещали вернуть сумму через полгода. Потом мне перестали привозить наряды на подпись, а в конце концов уволили по статье. Денег я так и не дождался", — рассказал он.
В обоих случаях мужчины решили добиваться справедливости. Джабир суд выиграл. Заявление Бахтияра в Следственный комитет пока рассматривается.
"Нужно всегда смотреть контекст ситуации. Да, у них не забирали паспорта и не содержали под замком, но это другая форма экономического рабства. Людям некуда деваться, работодатель это понимает. Мы рассматриваем эти ситуации как принуждение к труду – люди продолжают работать, но получают минимальные суммы на еду и проезд. У работников появляется ложная надежда: деньги есть, дают же немножко, нужно просто подождать – и все отдадут. Но это не срабатывает", — рассказала сотрудница комитета "Гражданское содействие" Марина Лексина, которая помогала мигрантам составить заявления в суд.
Что делать
Уголовные дела о рабстве — всегда сложные. Адвокатам, которые занимаются такими делами, не хватает проработанной правовой базы. Как правило, дела проходят по статье 127.2 УК РФ, однако доказать вину "хозяев" тяжело.
"Статья сырая и непрописанная. Сложно определить, кого считать рабами и при каких условиях. Многие говорят – в кандалах же не держали! Однако хочу напомнить, что в истории рабов почти никогда не держали в кандалах, они могли свободно передвигаться. У Международной организации труда есть список пунктов, по которым можно определить рабство, – это психологическое и физическое воздействие, лишение документов и заработка и прочее. Но возбужденных дел мало, еще меньше доведенных до конца", — сказал Олег Мельников.
По его словам, активисты "Альтернативы" освобождают в год около 150 невольников, но эта цифра меньше того количества человек, что попадают в рабство ежедневно.
"Людей запугивают, избивают. "Хозяевам" даже заборы не нужны, чтобы удерживать их. Достаточно привезти в неизвестный регион и забрать документы. Если человек заболевает, то его выбрасывают где-то в полуживом состоянии. Одного гражданина Узбекистана мы выхаживали 12 дней, но в итоге он умер", — добавил Мельников.
Марина Лексина уверена, что юридически доказать рабство возможно, однако нужна активная помощь правоохранительных органов. НКО в одиночку не справляются.
"Возможно, у наших правоохранительных органов не хватает опыта ведения подобных дел. Нужно проводить экспертизы, раскрывать зачастую целые сети преступных сообществ, которые угоняют людей в рабство. Но у нас ведь есть законы, мы также ратифицировали конвенцию о правах человека! Пока же опыт нашего комитета, увы, неутешительный", — заключила Лексина.
За примером далеко ходить не нужно. В 2012 году в Москве группа активистов освободила из подсобки продуктового магазина в Гольяново 11 человек. Дело получило широкую огласку, но это не помогло.
"Мы приложили огромные усилия для сбора доказательств, экспертиз, документов. Возили людей в больницы, получали медицинские заключения о том, что невыносимые условия, в которые они были помещены, сказались на их здоровье. В итоге мы получили девять отказов в возбуждении уголовного дела", — рассказала Лексина.
Владельцы магазина до сих пор на свободе.