МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в России в 2012 году уменьшилась на 1,2% по сравнению с 2011 годом, а очередь в них выросла более чем на 7%, свидетельствуют результаты федерального статистического наблюдения за деятельностью ДОУ, которое ежегодно проводит Росстат.
Дефицит мест в дошкольных учреждениях
По данным Росстата, в 2012 году сеть ДОУ уменьшилась в сравнении с 2011 годом на 558 единиц (1,2%) и включала на конец года 44,3 тысячи учреждений (в сравнении с 2003 годом уменьшение на 7,3%). Охват детей дошкольными образовательными учреждениями составил на конец 2012 года 62,1%, что выше уровней 2003 и 2011 годов на 4,7 процентного пункта и на 1,5 процентного пункта соответственно.
"Наблюдается недостаточная емкость действующей сети ДОУ, учреждения работают с перегрузкой (нехватка мест, группы переполнены)", — говорится в материалах Росстата.
На каждые 100 мест ДОУ в 2012 году приходилось 105 детей против 106 детей в 2011 году и 88 детей в 2003 году. В 2012 году обеспеченность местами в ДОУ детей в возрасте 1-6 лет составила 592 места на тысячу детей. На конец 2012 года 2,4 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, что на 159,1 тысячи детей больше, чем в 2011 году или (7,1%).
Тем не менее, за последний год численность детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, выросла на 5,7%, а число мест в этих учреждениях — на 7,3%, свидетельствуют результаты федерального статистического наблюдения.
По данным Росстата, в 2012 году услугами ДОУ пользовались 5,98 миллиона детей, что на 38,5% и на 5,7% больше, чем в 2003 и 2011 годах соответственно. В ДОУ преобладают дети в возрасте 4-5 лет (1,32 и 1,27 миллиона человек соответственно), а меньше всего детей — в возрасте до 1 года (1,3 тысячи человек). Причем на 100 мальчиков в дошкольных образовательных учреждениях приходятся 94 девочки. Из всех детей, посещавших ДОУ в 2012 году, 42 тысячи — дети-инвалиды.
Одним из механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования является инклюзивное образование, то есть интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство.
Инклюзивная дошкольная образовательная организация обеспечивает полноценное развитие здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. В настоящее время численность детей-инвалидов составляет всего лишь 0,7% от общего количества детей, посещающих дошкольные образовательные организации.
Проблема доступности дошкольного образования
Нагрузка в ДОУ бывает неравномерной: при частично заполненных учреждениях в сельской местности наблюдается избыточная наполняемость дошкольных образовательных учреждений в городах и поселках городского типа, отмечают в Росстате.
Так, в 2012 году в сельской местности (в среднем на 100 мест приходилось 92 ребенка), в городах и поселках городского типа (в среднем на 100 мест приходилось 109 детей).
Частично проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет развития различных форм дошкольного образования. Это группы кратковременного пребывания с режимом работы от трех до пяти часов в день. По данным Росстата, в 2012 году такие группы посещало 138,4 тысячи детей. Также при дошкольных образовательных учреждениях организуются группы по присмотру и уходу за детьми и семейные дошкольные группы, которые посещают 10,5 тысячи детей и 13,1 тысячи детей соответственно. Такие группы способствуют сохранению контингента детей в ДОУ, а также обеспечивают подготовку к школе детей, получающих домашние воспитание.
Дополнительные образовательные услуги
ДОУ расширяют возможности дополнительного образования детей в различных кружках и секциях. Помимо бесплатных в детских садах появляются платные дополнительные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности.
По данным Росстата, в 2012 году в ДОУ было организовано 124,7 тысячи кружков и секций, из них 22,7 тысячи (18,2%) — платные. Для сравнения, в 2011 году для детей было открыто 120 тысяч кружков и секций, из которых платными были 18,9 тысяч (15,7%). Наибольшей популярностью среди родителей и детей пользуются музыкально-ритмические занятия, занятия с логопедом и психологом.
В системе ДОУ в 2012 году работало 1,5 миллиона человек, в основном женщины (92,1%). Из них, административный персонал составил 78,7 тысячи человек (5,2%), педагогический персонал — 626,6 тысячи человек (41,4%), медицинский персонал — 34,5 тысячи человек (2,3%), обслуживающий персонал 470,0 тысячи человек (31%).
Среди всего педагогического персонала высшее профессиональное образование имеют 45,3% работников (из них высшее педагогическое — 42,3%), среднее профессиональное образование имели 52,8% работников (из них среднее педагогическое — 47,5%).
Техническое состояние зданий и электронные ресурсы
Темпы старения и износа зданий ДОУ опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов, отмечают в Росстате. При этом материальная база ДОУ не всегда отвечает требованиям современных образовательных технологий.
Капитальный ремонт в 2012 году требовался 5,4 тысячам ДОУ, что составляло 11,7% от всех ДОУ (6,7 тысяч в 2011 году). В аварийном состоянии находилось 92 ДОУ (252 в 2011 году). Немаловажное значение имеет информатизация всей системы образовательного процесса, так в 2012 году в Российской Федерации персональные компьютеры имели 86,6% всех ДОУ, в то время как в 2011 году — 81,5%.
Увеличивается с каждым годом и число ДОУ, имеющих персональные компьютеры, доступные для использования детьми. На конец 2012 года их доля от общего числа ДОУ составляла 13% по сравнению с 9,9% в 2011 году. Адресами электронной почты пользовались 68,8% ДОУ в 2012 году (54,9% ДОУ в 2011 году).