Рожков: мифы о законе "Об образовании" до сих пор не развенчаны

/
С 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.

С 1 сентября вступает в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации". Для его реализации должно быть принято более 100 подзаконных актов федерального уровня. Что меняет новый федеральный закон и что нужно сделать, чтобы об этих изменениях вовремя узнали на местах, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков.
— Артемий Игоревич, какие изменения произойдут в системе образования в связи с принятием нового закона?
— Их много, сложно коротко рассказать обо всех. Так, существенные изменения касаются уровней образования.
В новом законе больше нет понятия начального профессионального образования – рабочих и служащих будут готовить по программам среднего профессионального образования.

Дошколенок - счастливый ребенок
Дошколенок - счастливый ребенок
Уровнем образования стало дошкольное образование, и содержание данного уровня образования должно регулироваться федеральным государственным образовательным стандартом, который сейчас активно обсуждается. А с 1 января 2014 года детские сады будут финансироваться как школы: расходы на зарплату и обеспечение учебного процесса несет субъект федерации, на содержание зданий и коммунальные платежи – муниципалитет.
Уровнем образования становится и аспирантура, учеба в ней рассматривается шире, чем исключительно подготовка кандидатской диссертации. А сама процедура присуждения ученых степеней регулируется федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Новый закон регулирует достижения, появившиеся за последние 20 лет: сетевую форму обучения, кредитно-модульную систему и прочее.

— Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки Россиии проводит в связи с новым законом серию семинаров. Какова их цель?
— Основная цель – разъяснить коллегам, что именно меняет закон в их деятельности. Кроме того, часто приходится заниматься развенчанием мифов о законе – они до сих пор есть. Приходится разъяснять, что он не вводит платное образование, не снижает количества бесплатных услуг, даже наоборот – впервые вводит общедоступный прием в организации среднего профессионального образования, норму, которая была закреплена в Конституции РФ, но реально не выполнялась.
Мы помогаем руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений начать работать по новому закону. У них возникают вопросы, касающиеся правового статуса образовательных организаций, обучающихся, педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации, уставов, локальных актов… На семинарах мы рассказываем об основных новациях, отвечаем на вопросы. Важным итогом семинаров является для нас получение интересных вопросов. Порой на некоторые из них ответить сложно, приходится специально еще раз посмотреть нормы нового закона и других, связанных с данным законом и подзаконными актами, чтобы дать компетентный ответ. Желающие могут проконсультироваться с нами онлайн через наш информационный портал "Реализация федерального закона "Об образовании в РФ".
Посещают наши семинары в основном руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ, детских садов и техникумов. На каждом присутствует от 100 до 500 человек. Только на август запланировано 26 семинаров, некоторые уже прошли — в Самаре, Оренбурге, Томске, Кемерово, Грозном, Махачкале и других регионах. Участие в семинарах для региональных коллег бесплатно. Проект финансируется Минобрнауки России. Мы завершаем разработку образовательных модулей – для работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования, по каждому модулю будут подготовлены учебные пособия, а в следующем году обучены региональные тьюторы.
НИУ ВШЭ принимала участие в работе над законом, оказывала экспертную помощь Минобрнауки, мы сотрудничаем и с юристами в сфере образования из регионов, которые знают о вопросах реализации закона, что называется, "с земли".

— Какие новации вызывают больше всего вопросов?
— Много вопросов связано с экстернатом. Окончательно установлено, что экстернат — это не форма образования, а форма прохождения государственной итоговой аттестации для лиц, получающих образование в семье, самостоятельно или в организации, не имеющей государственной аккредитации. Причем согласно новому закону те, кто получает таким образом основное общее или среднее общее образование, имеют право пройти аттестацию бесплатно. Раньше статус экстернов был не определен, и новая ситуация вызывает вопросы. Мы объясняем, что по новому закону для экстернов не нужны никакие особые программы. Просто если родители ребенка, допустим, воспользовались правом на семейное обучение, он может прийти в школу, сдать экзамены и получить в итоге аттестат об общем образовании соответствующего уровня.
Есть более частные вопросы – например, учреждение среднего профессионального образования реализует помимо прочих программу общего среднего образования. Как ее лицензировать? Мы помогаем с разъяснением подобных процедур.
Пока приходится работать в сложной ситуации. Большое количество подзаконных нормативных актов еще не принято. Поэтому на целый ряд вопросов приходится отвечать, используя положения, содержащиеся в проектах подзаконных актов, разрабатываемых Минобрнауки России.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Общество
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
  • Конечно лучше родителям самим обучать, а они это смогут? Работу бросать? Или учителей нанимать? Дилемма...
    11:45
    21.08.2013
  • Создан сайт поддержки процесса реализации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» 273-фз.рф
    Куратором этого проекта является Артемий Игоревич Рожков.
    На сайте размещены и нормативные акты, и консультации экспертов. Через этот сайт любой человек может задать экспертам вопросы, касающиеся нового закона об образовании.
    08:50
    29.08.2013

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.