МОСКВА, 19 янв - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в один из двенадцати главных церковных праздников - Крещение Господне (Богоявление) - совершит Божественную литургию и чин Великого освящения воды в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, сообщила пресс-служба предстоятеля Русской православной церкви.
Патриаршее богослужение в Елоховском соборе, для которого Богоявление является престольным праздником, начнется в 9.30 мск.
"Освящая воду, мы исповедуем веру в то, что благодать Божья способна оплодотворить силой своей не только человеческий разум, не только человеческую душу, но и физическую материю. Потому что Бог есть творец физического мира, и Он волен наполнить и этот физический мир своей божественной энергией, своей божественной благодатью", - сказал патриарх Кирилл в проповеди накануне Крещения.
По его словам, "обычная вода, которую мы черпаем каждый день, именно в этот день становится водой святой, сохраняющей те же самые физические и химические свойства, но наполняющейся особой Божественной энергией, благодатью Божьей, которая влияет на человека, прикасающегося к этой воде".
Крещение Господне
В праздник Крещения (Богоявления), отмечаемый 19 января, верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи.
Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. "И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", - говорится в Евангелии от Марка.
Таким образом, миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.
Иоанн Златоуст говорил, что Иисус Христос крестился в Иордане не для покаяния (ведь Он не грешил) и не для получения дара Святого Духа (Он был причастен Духу от рождения). Иисус принял крещение, чтобы стать известным народу, которого собиралось множество у берегов Иордана, и чтобы, как сказано в Евангелии, "исполнить всякую правду". "Правдой", по словам Златоуста, было повиновение Богу, пославшему Иоанна Предтечу крестить людей водою.
Освящение воды
Ежегодно в Крещение и накануне праздника (в Крещенский сочельник) в православных церквях совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.
Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в дни праздника у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.
Священники призывают верующих присутствовать на молебне во время освящения, потому что, согласно учению Церкви, Бог дарует благодать для исцеления недугов святой водой - именно по молитве, в ответ на "религиозное чувство".
Верующим не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается еще в течение нескольких дней после Крещения, и бояться, что ее не хватит, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (иорданях) на водоемах.
Есть определенные основания и для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия.
Крещенское купание
Традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, с принятием христианства она установилась и на Руси, верующих не останавливали даже суровые морозы. И не останавливают сейчас: ежегодно в одной Москве оборудуются десятки мест для купания - и находятся тысячи смельчаков.
В этом году, по информации столичных властей, оборудовано более 40 купелей, в том числе и в самом центре города - на площади Революции, и ожидается около 60 тысяч последователей православной традиции. В Московской области, по данным областного ГУМЧС, организовано более 120 мест для крещенских купаний и ожидаются порядка 110 тысяч жителей Подмосковья.
Всего же, по информации МЧС, в России подготовлено 1827 мест для купания, и по прогнозам, ими воспользуются 382 тысячи россиян.
В Крещенский сочельник из многих храмов священники и прихожане отправляются на водоем, где заранее прорубается лед, обычно в форме креста. Прорубь называется иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
После того как священник совершит чин освящения воды (чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!"
Обычно освящение иордани на открытых водоемах совершается священнослужителями около 23.00, после чего желающие с молитвой погружаются в воду. Считается, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов.
Смысл традиции - свидетельствовать о готовности последовать за Христом, который вошел в воды Иордана. Но никакой обязанности погружаться в ледяную воду на праздник Крещения нет, лучшим проявлением любви к Богу священнослужители считают причастие в этот день.
По словам главы Информационного отдела РПЦ Владимира Легойды, ошибочно отождествлять христианскую традицию с магическим ритуалом, когда "выполнение правильной формы" должно приносить запрограммированный результат. Омовение святой водой не означает автоматического избавления от вредных привычек или болезни, получения чего-то определенного, желаемого.
"Мы часто говорим о свободе, которую дает нам Бог, но забываем, что у Него тоже есть свобода в отношениях с человеком. Мы можем считать, например, что нам нужно сейчас избавиться от такой-то болезни или получить такой-то результат, но Божий промысел может быть совершенно другой", - считает представитель Церкви.