Беженцы и вынужденные переселенцы - это люди, вынужденные в силу каких-либо обстоятельств политического, военного, религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства либо на территории своего государства, но в иной его части. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Актуальна она и для Российской Федерации.
В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется - это исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используются понятия "перемещенные лица", "внутренние беженцы" и т.п
Правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется рядом международно правовых актов, как общих, так и специальных. В октябре 1992 года к этим актам присоединилась и Российская Федерация (Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 3728 1 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев").
Нормы международного права в отношении беженцев и вынужденных переселенцев нашли применение в законодательстве России. На основании международно-правовых документов и в связи с усилившимся потоком беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в 1993 году были приняты Законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". В соответствии с этими Законами Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области миграции населения и координирующим работу по этому направлению в Российской Федерации является Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 году Указом президента РФ.
Федеральная миграционная служба России в основном занимается решением проблем беженцев и вынужденных переселенцев, уже находящихся на территории России. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом правительством Российской Федерации. Источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ.
Законодательством РФ также предусмотрено создание фондов помощи беженцам, которые являются некоммерческими организациями, создаваемыми в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации на федеральном и (или) на региональном (межрегиональном) уровнях и преследующими социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.
Для регулирования процессов миграции населения на территории Российской Федерации правительством Российской Федерации заключен ряд соглашений с правительствами стран ближнего зарубежья, которыми предусматривается, например, возможность беспрепятственного приобретения в собственность занимаемого вынужденным мигрантом жилья в государстве выезда с правом свободного распоряжения жильем и другим имуществом, в том числе и их продажи. Предусматривается перевод денежных средств в государства выезда без уплаты налогов и пошлин и др.
24 сентября 1993 года странами СНГ было подписано "Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам", в соответствии с которым сторона, принявшая беженцев и вынужденных переселенцев берет на себя обязательства обеспечивать им в местах их временного размещения необходимые социально бытовые условия; оказывать содействие в трудоустройстве, содействовать в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством; содействовать в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.; оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе. Практическое содействие в реализации договоренностей оказывает Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников Содружества Независимых Государств.