Геологи нашли гигантские разрывы в мантии под Тибетом - РИА Новости, 31.07.2018

Геологи нашли гигантские разрывы в мантии под Тибетом

МОСКВА, 31 июл — РИА Новости. Столкновение Индии и Евразии привело к тому, что мантия под будущим полуостровом Индостан разорвалась на четыре отдельных сегмента. К такому выводу пришли геологи, опубликовавшие статью в журнале PNAS.

Гравитационная карта США, на которой можно увидеть гигантский разлом
Геологи изучили гигантский разлом, проходящий через центр США
"Столкновение Индийской и Евразийской плит не только задало форму будущей Восточной Азии, но и вызвало одни из самых мощных и смертоносных землетрясений в истории. Присутствие подобных разрывов в мантии объясняет, почему мощные землетрясения сейчас происходят не во всех, а только в некоторых регионах Тибета", — рассказывает Сяодун Сун (Xiaodong Song) из Университета Иллинойса в Чикаго (США).

Индия, в отличие от многих других регионов Евразии, является своеобразным геологическим "мигрантом". Она не была частью гигантской Евразийской тектонической плиты изначально, а присоединилась к континенту относительно недавно, примерно 65-70 миллионов лет назад. До этого она была частью Гондваны, южного суперконтинента, и ее "соседками" были Австралия, Африка, Антарктика и Южная Америка.

То, когда Индия отделилась от остальных частей Гондваны, не вызывает споров — это произошло около 100 миллионов лет назад, когда полуостров и Мадагаскар разделились и Индостан начал путешествие к северу, в сторону будущих Пакистана и Индии. С другой стороны, когда именно Индия столкнулась с Азией и что произошло в ходе этого столкновения, вызывает жаркие споры среди ученых.

Поиск ответов на этот вопрос, как отмечает Сун, осложняется тем, что Тибет и Гималаи остаются одними из самых труднодоступных и почти не тронутых цивилизацией уголков Земли, что мешает их детальному изучению. Его команда решила эту проблему и раскрыла некоторые интересные детали из истории этого катаклизма, проанализировав и объединив данные, полученные в ходе наблюдений за недавними крупными землетрясениями на Тибете.

Великий потоп в Южной Америке
Геологи нашли следы двух "великих потопов" в Южной Америке

Замеры поперечных и продольных сейсмических волн помогли ученым создать виртуальную копию недр Тибета глубиной в 160 километров и понять, где находится линия соприкосновения тектонических плит и как она устроена.

Неожиданным образом оказалось, что в верхних слоях мантии Земли под Тибетским плато присутствуют сразу четыре крупных разрыва, в которых потоки "тонущей" коры Индийской плиты движутся не так, как в соседних регионах недр планеты. Различаются, как отмечают ученые, не только скорости, но и направления движения потоков горных пород.

Это, в свою очередь, объясняет то, что землетрясения в южных районах Тибета часто происходят в "неправильных" уголках плоскогорья, где нет разломов коры и других точек сейсмической напряженности, а также странный характер извержений вулканов в момент формирования шва между Индийской плитой и Евразией.

Остров Маврикий
Геологи обнаружили на острове Маврикий следы исчезнувшего континента

Как именно возникли эти разрывы, ученые пока не знают. Возможно, кромка Евразийской плиты изначально была крайне неоднородной. Некоторые ее "окраины" были более прочными, чем остальные, что привело к "расщеплению" относительно слабых участков мантии Индийской плиты на части в момент их столкновения друг с другом.

Это привело к растягиванию коры и появлению дополнительных разломов внутри нее, которые сегодня периодически порождают мощные землетрясения. Дальнейшие наблюдения за этим разрывами, как надеются ученые, помогут раскрыть историю формирования полуострова и позволят лучше предсказывать новые толчки, потенциально опасные для миллионов жителей Китая, Индии, Непала и Бутана.