Британские физики объяснили, почему человечество не найдет инопланетян

© Depositphotos / FergregoryПохищение инопланетянамиПохищение инопланетянами
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Британские физики нашли новое, более логичное объяснение тому, почему человечество до сих пор не нашло инопланетян и не найдет их в будущем. Свои выводы они изложили в статье, направленной к публикации в журнале Proceedings of the Royal Society of London A.

Инопланетные существа
Астроном НАСА рассказал, почему ученые до сих пор не нашли пришельцев
"Коллеги говорят, что мы не нашли следов инопланетян потому, что разумная жизнь возникает во Вселенной очень редко. Но тогда она должна быть чрезвычайно редкой, исчезать очень быстро или скрывать себя от остальных. Все подобные объяснения имеют очень странный и зачастую нереалистичный характер", — рассказывает Андерс Сандберг (Anders Sandberg) из Оксфордского университета (Великобритания).

Астрономические шансы

Более полувека назад американский астроном Фрэнк Дрейк разработал формулу для вычисления количества цивилизаций в Галактике, с которыми возможен контакт, пытаясь оценить шансы на обнаружение внеземного разума и жизни.

Физик Энрико Ферми в ответ на достаточно высокую оценку шансов межпланетного контакта по формуле Дрейка сформулировал тезис, который сейчас известен как парадокс Ферми: если инопланетных цивилизаций так много, то почему человечество не наблюдает никаких их следов?

Этот парадокс ученые пытались решить множеством способов, самым популярным из которых является гипотеза "уникальной Земли". Она говорит о том, что для появления разумных существ необходимы уникальные условия, по сути, полная копия нашей планеты.

Этот парадокс ученые пытались разрешить множеством способов. Самый популярный из них — гипотеза уникальной Земли. Она говорит о том, что для появления разумных существ необходимы уникальные условия: по сути, полная копия нашей планеты.

Внеземная жизнь
Ученые: внеземную разумную жизнь найдут не раньше чем через 1500 лет

Другие астрономы считают, что мы не можем связаться с инопланетянами по той причине, что галактические цивилизации или исчезают слишком быстро, чтобы мы могли их заметить, или же потому, что они активно скрывают факт своего существования от человечества.

Сандберг и его коллеги, в том числе Эрик Дрекслер, автор термина "нанотехнологии", нашли новое объяснение парадокса Ферми, обратив внимание на то, какой разброс в значениях характерен для изначальных параметров, используемых в уравнении Дрейка.

Математика жизни

Они заметили, что многие ученые при оценке числа цивилизаций в Млечном Пути и во Вселенной просто игнорируют то, что эти величины очень вероятностные и неточные, а их значения иногда могут различаться на семь-восемь порядков. В результате получается не широкий спектр ответов, а вполне конкретная цифра, которая не соответствует реальности, но близка к ожиданиям ученых.

Британские физики исправили этот недочет, просчитав уравнение Дрейка  с учетом всех возможных погрешностей и разбросов в аргументах. В их число, к примеру, входят скорость формирования звезд в Галактике, доля светил с планетами, число землеподобных планет и  типичная продолжительность жизни цивилизаций.

Объединив результаты этих расчетов при помощи статистики, Сандберг и его команда обнаружили, что Галактика была полностью лишена разумной жизни в 30 процентов случаев, хотя при некоторых комбинациях параметров число внеземных цивилизаций действительно было довольно высоким.

Внеземная жизнь
Ученые назвали девять миров, чьи жители могут знать о существовании Земли

Подобные результаты, как считают авторы этой идеи, говорят о том, что парадокс Ферми не имеет смысла — отсутствие жизни в обозримой Вселенной вполне можно объяснить при помощи уравнения Дрейка. Скорее всего, человечество действительно пока остается единственной разумной группой существ в Галактике, хотя в прошлом или в будущем могли существовать и другие цивилизации.

Однако, как подчеркивает Сандберг, это не делает проекты SETI, Института поиска внеземных цивилизаций и инициативы Breakthrough Listen полностью бессмысленными. Подобные наблюдения, по его словам, крайне важны для того, чтобы сузить разброс в значениях параметров уравнения Дрейка, а также для поиска реального ответа на главный вопрос Вселенной.