Астрономы нашли потенциально обитаемую планету неподалеку от Солнца - РИА Новости, 12.03.2018

Астрономы нашли потенциально обитаемую планету неподалеку от Солнца

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Кеплер" обнаружила 15 новых экзопланет в окрестностях Солнечной системы. Одна из них находится внутри "зоны жизни" и предположительно обладает океанами и земной атмосферой, говорится в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Планетная система с двумя солнцами Kepler-16. Архивное фото
Астрономы нашли планету, которой не может быть
"Как показывают наши расчеты, у этой планеты должна быть земная атмосфера и аналогичная структура недр, однако пока у нас нет никаких гарантий того, что это так на самом деле. Пока мы почти ничего не знаем о небесных телах, вращающихся вокруг красных карликов, так как их число заметно ниже, чем общее количество планет, открытых у звезд, похожих на Солнце", — рассказывает Теруюки Хирано из Технологического института Токио (Япония).

После запуска орбитального телескопа "Кеплер" ученые обнаружили почти четыре тысячи планет вне пределов Солнечной системы, несколько десятков которых — потенциальные "двойники" Земли или находятся в так называемой "зоне жизни". Их открытие побудило планетологов и астробиологов приступить к разработке методов, которые бы позволили оценить пригодность к жизни или же попытаться найти ее следы в их атмосфере.

В мае 2013 года телескоп вышел из строя, однако специалисты нашли способ продолжить работу в рамках так называемой миссии K2. До поломки "Кеплер" был направлен в одну точку космоса и следил лишь за небольшим уголком неба, который расположен на стыке созвездий Лебедя и Лиры. После "воскрешения" телескоп наблюдает за разными участками небосвода, так как специалистам НАСА приходится постоянно поворачивать его таким образом, чтобы солнечный свет не попадал в объектив.

Kepler-186f
Астрономы НАСА открыли два десятка потенциальных двойников Земли
Число открытых в рамках K2 планет размером с Землю растет: Хирано и его коллеги анализируют данные, собранные "Кеплером" в первые три года после "воскрешения".

Как отмечают ученые, их интересовали небесные тела, вращающиеся вокруг не солнцеподобных звезд, а красных карликов — небольших и тусклых звезд, живущих очень долго по сравнению с другими типами светил и  отличающихся спокойным характером. За последние два года астрономы открыли сразу несколько звездных систем и экзопланет, таких как Proxima b и семь небольших миров у звезды TRAPPIST-1. Новые системы заставили планетологов считать, что первый полноценный аналог Земли будет открыт у красного карлика, а не рядом с двойником Солнца.

По словам Хирано, "Кеплер" изначально был предназначен для поиска планет у более ярких и крупных светил, что осложнило поиски у тусклых красных карликов, чья яркость почти не меняется в тот момент, когда их спутники проходят по диску светила и "заслоняют" свет.

Ученые решили эту проблему, объединив данные, собранные орбитальным телескопом, со снимками тех же красных карликов. Последние получили при помощи нескольких наземных обсерваторий, работающих в инфракрасном и оптическом диапазонах. Объединение данных позволило понять, какие понижения в яркости были вызваны планетами, а какие — процессами в недрах светил.

Комета C/2017 K2, удаляющаяся от Солнца на рекордно далекие расстояния
"Хаббл" открыл комету на рекордно далеком расстоянии от Солнца
В общей сложности японским планетологам удалось найти сразу 15 новых небесных тел, похожих по размерам на увеличенные копии Земли. Все они вращаются вокруг своих светил на очень небольшом расстоянии, и год на их поверхности длится от одного до 40 дней. Практически все открытые планеты, как отмечают исследователи, вряд ли могут поддерживать жизнь — по температуре и климату они, скорее всего, напоминают Венеру.

Единственное исключение — система K2-155, расположенная в созвездии Тельца и удаленная от Земли примерно на 200 световых лет. В ней обитает сразу три "суперземли", самая далекая из которых, K2-155d, находится в центральной части "зоны жизни" и, как считают планетологи, похожа по своему климату и гидрологическим условиям на Землю.

Проверить все эти открытия, по словам Хирано, можно будет в самом ближайшем будущем — в конце года, когда НАСА запустит на орбиту телескоп TESS, наследник "Кеплера". Он сможет получить первые точные данные по составу и температурам этих планет и проверит, действительно ли K2-155d полноценная "большая сестра" Земли.

Космические новости в фотографиях, февраль 2018 года
© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Imanishi et al., NASA/ESA Hubble Space Telescope and A. van der HoevenТелескоп ALMA получил первые в истории снимки диска аккреции черной дыры — "бублика" из разогретого газа и материи, который вращается вокруг нее и который она постепенно поглощает.
Первая фотография «бублика» черной дыры в галактике M77
1 из 15
© Фото : Роскосмос/Антон ШкаплеровРоссийские космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров во время замены модуля связи на МКС побили рекорд пребывания в открытом космосе, который теперь составляет 8 часов 12 минут.
Селфи космонавта Роскосмоса Антона Шкаплерова во время выхода в открытый космос. 2 февраля 2018 года
2 из 15
© NASA & ESA, Acknowledgement: Judy Schmidt (Geckzilla)В начале февраля благодаря телескопу "Хаббл" ученые получили снимок галактики NGC 7252 "Мирный атом". В ее центре находится мини-спираль, получившаяся в результате слияния двух галактик, в которых идет активный процесс звездообразования.
Галактика NGC 7252
3 из 15
© Twitter/Spirit and Oppy‏Марсоход Opportunity сделал первую в жизни фотографию самого себя, отпраздновав таким образом 5000 день работы на поверхности Красной планеты.
Ровер Opportunity сделал первую в жизни фотографию самого себя, отпраздновав таким образом 5000 день работы на поверхности Марса
4 из 15
© Фото : Twitter/Антон ШкаплеровГрузовой космический корабль "Прогресс МС-08", запущенный 13 февраля с Байконура на "Союзе-2.1а", спустя два дня в автоматическом режиме пристыковался к МКС.
Грузовой космический корабль Прогресс МС-08. 15 февраля 2018 года
5 из 15
© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкРакета-носитель "Союз-2.1а" стартовала 1 февраля в 5.07 мск с космодрома "Восточный". Все 11 спутников, запущенные на "Союзе", были выведены на расчетные орбиты.
Старт ракеты-носителя Союз-2.1а с космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли Канопус-В №3 и №4, и с 9 космическими коммерческими аппаратами с космодрома Восточный
6 из 15
© NASA Goddard's Scientific Visualization StudioКосмическому телескопу "Хаббл" за два года удалось отследить угасание бури на планете Нептун. В 2015 году орбитальная обсерватория засекла на ледяном гиганте огромный шторм, получивший название "темный вихрь". Тогда его диаметр составлял 5000 км. На снимках "Хаббла" в октябре 2017 года он уменьшился до 3700 км.
Серия снимков космического телескопа Хаббл за 2 года, отслеживающая исчезающие бури на планете Нептун
7 из 15
© РИА Новости / SpaceX Flickr | Перейти в медиабанкНовая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX успешно осуществила свой первый испытательный полет: в космос улетел личный автомобиль Илона Маска, красный кабриолет Tesla Roadster, за рулем которого сидел манекен в скафандре.
Кабриолет Tesla Roadster, выведенный на орбиту ракетой-носителем Falcon Heavy американской компании SpaceX
8 из 15
© Фото : Twitter/Антон ШкаплеровРоссийский космонавт Антон Шкаплеров сфотографировал Землю в тот момент, когда МКС пролетала над Саудовской Аравией. "Кстати, эти круговые узоры имеют вполне земную природу происхождения. НЛО тут ни при чем! 👽🛸Многих разочаровал? 😄 Просто фермеры для полива полей используют оросительную установку, передвигающуюся по кругу", - отметил космонавт.
Фотография Саудовской Аравии сделанная космонавтом Роскосмоса Антоном Шкаплеровым с борта МКС
9 из 15
© NASA / JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. GillАвтоматическая станция Juno получила снимки вихрей на северном полюсе Юпитера. На момент съемки зонд находился на высоте около 8,186 километров от вершин облаков планеты.
Снимок облаков на Юпитере с зондом Juno
10 из 15
© Фото : Twitter/Joseph M. Acaba"Будущее нашего дома - в наших руках. Давайте заботиться о #Земле и рационально распоряжаться ее ресурсами", - написал в твиттере американский астронавт Джон Акаба, сделавший этот снимок с борта МКС.
Вид на Землю с борта МКС
11 из 15
© Фото : ESA/Hubble & NASAОрбитальная обсерватория "Хаббл" получила фотографии галактики NGC 1559 в созвездии Сетки, одной из самых близких к нам и самых "одиноких" галактик в обозримой Вселенной. Своей формой она похожа на нашу, однако уступает ей в размерах и массе примерно в 100 раз. Как и Млечный путь, NGC 1559 находится за пределами космической паутины, порожденной Большим взрывом.
Галактика NGC 1559 в созвездии Сетки, один из самых одиноких объектов космоса
12 из 15
© AFP 2024 / Menahem KahanaВ пустыне на юге Израиля провели симуляцию экспедиции на Марс. Энтузиасты космических исследований на дне пустынного кратера построили модель марсианской станции. В течение трех дней шестеро добровольцев жили в изоляции, проводя научные эксперименты и выходя из модуля "на поверхность планеты" в скафандрах.
Симуляция экспедиции на Марс в рамках проекта D-MARS. 18 февраля 2018 года
13 из 15
© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/ D. Fedele et al.Телескопу ALMA удалось получить изображение протопланетного диска AS 209, расположенного на расстоянии 410 световых лет от Земли. В его центре находится молодая звезда, которой от полумиллиона до миллиона лет, а вокруг светила вращаются микроскопические частицы пыли, которые слипаются в более крупные песчинки, затем в булыжники, и так далее пока не сформируется планета. В итоге появляется планетарная система, похожая на Солнечную. Два зазора, свободные от звездной пыли, указывают на то, что около звезды уже могли образоваться одна или две планеты.
Протопланетный диск AS 209, расположенный в 410 световых годах от Солнца снятый телескопом ALMA
14 из 15
© Twitter/Scott D. Tingle‏Астронавт NASA Скотт Тингл сфотографировал Красное море и Нил. "Какой прекрасный вид открывается с борта МКС", - написал в своем твиттере астронавт.
Красное море и Нил снятые астронавтом NASA Скоттом Тингл с борта МКС