"Плохие гены" не виноваты в развитии кариеса, заявляют ученые

© Fotolia / RidoЖенщина на приеме у зубного врачаЖенщина на приеме у зубного врача

МОСКВА, 13 сен – РИА Новости. Вариации в генах, управляющих ростом и жизнью зубов, не влияют на поведение микрофлоры ротовой полости и на вероятность развития кариеса в любые годы жизни, заявляют генетики в статье, опубликованной в журнале Cell Host & Microbe.

"Ограничение употребления сахара и поддержание правильного кислотно-щелочного баланса уже достаточно долгое время являются столпами современной стоматологии. Мы нашли несколько конкретных видов микробов, способных попасть в нашу ротовую полость из внешней среды и вызвать кариес", — рассказывает Карен Нельсон (Karen Nelson) из Института Крейга Вентера (США).

Женщина на приеме у зубного врача
Ученые нашли микроб, который препятствует развитию кариеса

В последние годы ученые активно спорят о том, существуют ли какие-либо генетические факторы, делающие человека более предрасположенным к развитию кариеса и появлению в его ротовой полости тех штаммов стрептококков и других бактерий, которые сегодня ассоциируются с появлением налета на зубах и разрушением их эмали.

Поиску подобных вариаций ДНК, как отмечают Нельсон и ее коллеги, мешает то, что микрофлора может гораздо сильнее меняться и под действием множества других факторов, таких как диета, гигиена и наличие или отсутствие вредных привычек. Все это осложняет поиски "плохих версий" генов, управляющих ростом и жизнью зубов, и не позволяет однозначно заявить о том, что их не существует.

"Мы проводили наше исследование на детях по двум причинам. Мы предполагали, что  микрофлора их ротовой полости будет очень быстро меняться по мере их взросления, и к тому же, дети обычно живут вместе, питаются одной пищей и не имеют вредных привычек. Это позволило нам лучше понимать, какие факторы, влиявшие на их микрофлору, были уникальными, а какие были общими", — продолжает генетик.

Наноматериал, защищающий пломбы от кариеса
Российские ученые создали вечные антикариесные нанопломбы

Для поиска подобных факторов ученые набрали две группы детей, одна из которых состояла из однояйцевых близнецов, обладающих идентичной ДНК и одинаковым набором мутаций, а вторая – из обычных близнецов, имевших разные геномы.

Собрав пробы налета с зубов каждого из них, ученые проанализировали видовой состав микробов и попытались понять, влияют ли вариации в генах самих людей на то, как много полезных и опасных бактерий обитает в их ротовой полости.

Проводя этот анализ, ученые исходили из следующего предположения: в случае, если "плохие гены" действительно существуют, то тогда состав микрофлоры и частота развития кариеса у однояйцевых и "обычных" близнецов были бы разными. Если же микрофлорой в основном управляет диета и гигиена, то тогда таких различий не должно быть.

Ситуация оказалась чуть более сложной, чем ее себе представляли ученые. Подобные различия, как оказалось, были характерны детей детсадовского возраста, однако при достижении отметки в 10-11 лет они почти полностью исчезали, и на видовой состав микробов начинали больше влиять диета и гигиена.

Зуб, изученный авторами статьи
Стоматологи уже существовали в каменном веке, выяснили ученые

В любом случае, как подчеркивают ученые, эти связи никак не влияли на развитие кариеса, так как вариации в генах близнецов были связаны не с кариозными бактериями, а с совершенно другими микробами, не образующими налет.

С другой стороны, употребление большого количества сахара ассоциировалось с увеличением численности нескольких видов микробов, таких как  Rothia, Tannerella, Prevotella и Selenomonas, появление которых резко повышает вероятность развития кариеса. Поэтому ученые советуют искать корни проблем с зубами не в "плохих" генах, а в неправильной диете и в плохой гигиене рта.