Финал оперы "Кассини": зачем НАСА через неделю "убьет" зонд-ветеран - РИА Новости, 11.09.2017

Финал оперы "Кассини": зачем НАСА через неделю "убьет" зонд-ветеран

© NASA/JPL-Caltech"Кассини" пролетает через полоскость колец в представлении художника
Кассини пролетает через полоскость колец в представлении художника

МОСКВА, 10 сен РИА Новости. Зонд "Кассини", проработавший на орбите Сатурна более 12 лет, закончит свою долгую жизнь в следующую пятницу и сгорит в верхних слоях атмосферы космического "властелина колец", передавая на Землю последние кадры с места своей гибели.

Александр Родин, планетолог и директор Физтех-школы аэрокосмических технологий МФТИ, рассказал РИА Новости о том, почему НАСА решило завершить карьеру зонда "героической смертью", а также поделился мыслями о том, стоит ли искать следы жизни в подледных океанах его лун.

Кассини во время Финала Оперы
Последний аккорд "Кассини": финал сатурнианской оперы для НАСА

Зонд "Кассини" — один из самых дорогих и самых долгоживущих и успешных проектов НАСА, созданных в прошлые, более денежные для американского космического агентства годы в рамках программы так называемых флагманских миссий. В нее, помимо "Кассини", входят зонды "Вояджер", серия марсианских зондов "Викинг", автоматическая станция "Галилео", изучавшая Юпитер, а также орбитальный телескоп "Чандра" и марсоход Curiosity.

"Кассини" был одним из первых проектов НАСА, в котором приняли участие ученые и инженеры не только из США, но и специалисты из Европейского космического агентства, итальянского космического ведомства ASI и других стран Европы. Благодаря радиоизотопным источникам тепла и энергии, зонд проработал в космосе почти 20 лет и совершил множество важных открытий.

Жизнь "Кассини" оборвется совсем скоро — на этой неделе он начал последний, 22-й виток вокруг Сатурна в рамках последнего этапа миссии, получившего название "Финал Оперы". Через пять дней, 15 сентября этого года, зонд НАСА войдет в плотные слои атмосферы Сатурна и сгорит, передавая при этом информацию на Землю.

Так выглядела Земля 850 миллионов лет назадКак выглядит кузина Земли Kepler 452b из созвездия Лебедя. Анимация НАСА
Геологи: в прошлом Земля была похожа на Европу и Энцелад

За три дня до "смерти" зонда некоторые его инструменты начнут передавать информацию на Землю в режиме реального времени, что позволит "Кассини" вести научные наблюдения фактически до последнего момента, пока аппарат будет исправен. Как ожидают ученые, это печальное событие произойдет в следующую пятницу, примерно в 3 часа дня по Москве.

— Александр, за все свое время работы "Кассини" совершил массу интересных и очень важных открытий. Какие из них, на ваш взгляд, все же оказались самыми важными для науки?

— Прежде всего не стоит забывать, что в миссии участвовал не только орбитальный зонд "Кассини", но и спускаемый модуль "Гюйгенс". На мой взгляд, самым важным достижением этой совместной миссии была посадка спускаемого аппарата на поверхность Титана — одного из спутников Сатурна, обладающего чрезвычайно сложной и интересной климатической системой.

Это абсолютно беспрецедентное событие в истории космических исследований — человечеству удалось осуществить мягкую посадку на поверхность небесного тела в зоне дальних планет. "Гюйгенс" показал, что Титан является настолько уникальным объектом с такой богатой планетологией и климатом, что каждое измерение, которое ему удалось провести, можно считать отдельным открытием.

Безусловно, и орбитальный аппарат совершил множество интересных и важных открытий. Теперь мы знаем о существовании гроз на Сатурне и о наличии необычной системы полярных вихрей, имеющих форму правильного шестиугольника, и о многом другом. Но в целом, если говорить только о научной ценности миссии, я хотел бы отметить два открытия.

© Фото : пресс-служба МФТИАлександр Родин, планетолог и директор Физтех-школы аэрокосмических технологий Московского физико-технического института

Первое: мы наконец-то поняли, что представляет собой поверхность Титана: до посадки "Гюйгенса" никто не знал, как она выглядит. Многие коллеги предполагали, что спутник может быть покрыт океанами из жидких углеводородов, и спускаемый аппарат обладал способностью сесть на их поверхность.

Благодаря посадочному зонду и наблюдениям с орбиты выяснилось, что жидкие углеводороды там есть, но занимают относительно небольшую площадь на его полюсах. И все остальные знания о климате Титана и его рельефе были получены благодаря этой уникальной посадке.

Второе важное открытие касается колец Сатурна. Двадцать лет назад, до запуска "Кассини", высказывалось множество разных мнений об их природе, некоторые планетологи даже считали, что они могут быть реликтовыми объектами. Сейчас мы точно знаем, что они являются следами разрушенных мелких спутников.

Эта гипотеза была впервые озвучена Ларри Эспозито  еще в середине 1990-х годов, а наблюдения "Кассини" помогли увидеть эти спутники.

— "Кассини" мог бы проработать на орбите Сатурна еще долгое время, если бы часть его инструментов была отключена. Почему НАСА решило уничтожить столь полезный зонд?

— В подобных случаях всегда возникает вопрос баланса научной целесообразности, технологической составляющей, немалых финансовых ресурсов, которые тратятся на поддержание аппарата, и, конечно, пиара.

Как мне кажется, ключевую роль здесь сыграл пиар. Мы привыкли, что современная электроника живет крайне недолго, один или два года, и потом ее приходится менять. В данном же случае сложнейший космический аппарат работает безупречно на протяжении 20 лет, поставляя ценную научную информацию.

Кадры, которые Гюйгенс передавал на Землю во время посадки. Архивное фото
НАСА отметило десятилетие посадки зонда "Гюйгенс" на Титан

И конечно же, героическая гибель "Кассини" в неизведанных глубинах атмосферы Сатурна будет более красивой и интересной историей для публики, чем просто медленная смерть, постепенный выход из строя, на что никто не обратит внимания. Поэтому мне кажется, что НАСА в данном случае приняло это решение, исходя из его возможного публичного эффекта, а не научной целесообразности продолжения миссии.

Тем не менее нужно помнить, что данная межпланетной миссия является самой дорогой и продолжительной  в истории человечества, за исключением "Вояджеров", и ее разработка начиналась еще в 80-х годах прошлого столетия.

Многие технические решения того времени кажутся сегодня примитивными, но тогда они были самыми передовыми, и то, что их удалось успешно интегрировать в "Кассини" и подключить к его созданию ЕКА, чьи инженеры тогда фактически не имели никакого опыта, было большим достижением для НАСА. Столь длительных и успешных миссий просто нет, и поэтому мы должны сказать огромное спасибо людям, работавшим над этим проектом.

— Возможны ли проекты подобных масштабов сегодня, учитывая сокращения в бюджетах и влиянии НАСА и других космических агентств мира? Сможет ли Земля отправить новую миссию к Сатурну и его спутникам в будущем?

—  Мы, конечно же, продолжим исследование Сатурна, и к нему будут направлены миссии следующих поколений. Скорее всего, они будут гораздо дешевле "Кассини" и более специализированными. Я уверен, что будет повторно реализована мягкая посадка на Титан, о котором мы пока мало что знаем.

Чем можно мотивировать подобные расходы? На "Кассини" было потрачено около 2,5 миллиарда долларов конца прошлого столетия, это очень серьезная сумма, которую НАСА сегодня вряд ли сможет потратить только на научные цели. Все будет зависеть от публичного эффекта и других факторов. К примеру, когда "Кассини" строился, экономика США находилась на подъеме, и американскому эстеблишменту тогда казалось, что эта эпоха будет продолжаться вечно.

Российский орбитальный зонд для исследования Ганимеда, вариант с солнечными батареями
На Ганимед со своим ретранслятором: РФ и ЕКА летят к Юпитеру

Сегодня ситуация изменилась, и подобные проекты, главная цель которых заключается в демонстрации технологических возможностей, будут финансироваться и разрабатываться более аккуратно.

Поэтому, как мне кажется, самых ярких проектов сейчас стоит ждать от Китая — у них для этого есть финансовые возможности, помимо всех прочих факторов.

— Может ли Россия последовать примеру Соединенных Штатов и реализовать подобную миссию, например, на орбите Марса?

— На этот вопрос можно ответить так: технологические возможности, как и заинтересованные ученые, у нас есть, но, с другой стороны, национальные приоритеты сейчас состоят в другом. Российская космическая программа в этом плане достаточно прагматична.

Исследования дальнего космоса, в том числе и изучение планет-гигантов и их спутников, сегодня рассматриваются "Роскосмосом" только в рамках международного сотрудничества. Подобное сотрудничество, особенно в свете охлаждения отношений между Россией и Западом, является одним из важнейших каналов коммуникации с США и Европой.

В Советском Союзе это хорошо понимали. Примеры успешного международного сотрудничества — наши приборы, установленные в аппаратах "Марс-Экспресс", "Венера-Экспресс" и "ЭкзоМарс", уходят корнями в те времена. Сейчас мы в каком-то смысле возвращаемся к логике холодной войны, но интересы России заключаются сегодня не в желании утереть кому-то нос, а в сохранении и расширении каналов взаимодействия.