Российские биологи раскрыли секрет вечной молодости "голых землекопов"

© AP Photo / Eric GayГолый землекопГолый землекоп

МОСКВА, 6 мар – РИА Новости. Голые землекопы, необычайно долгоживущие грызуны, не стареют по той причине, что впадают в бесконечное детство, заявляют биологи из МГУ в статье, опубликованной в журнале Physiological Reviews.

"Нам удалось доказать, что биологическая эволюция двух социально высокоорганизованных существ, людей и голых землекопов, привела к замедлению работы программы старения посредством так называемой неотении, продления периода молодости",— рассказывает академик Владимир Скулачев, декан Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ.

Голый землекоп (Heterocephalus glaber) — уникальное млекопитающее, обладающее множеством удивительных свойств. Этот безволосый подземный грызун размером с мышь и весом 30-50 граммов обитает в восточной Африке. В 1970-е годы ученые обнаружили, что эти существа живут необычайно долго для своего размера, в десятки раз дольше нормы. Кроме того, они почти не подвержены раковым заболеваниям. Землекопы практически не чувствуют боли и не реагируют на раздражение кожи при соприкосновении с едкими кислотами.

Декан факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ, директор Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, академик РАН Владимир Скулачев
Голые землекопы станут ключом к бессмертию человека, считает биолог

Осенью прошлого года Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова создал первую в России колонию голых землекопов из 25 особей, на базе которой группа ученых под руководством академика Скулачева приступила к изучению секретов долголетия этих животных. Первые выводы были представлены в научной статье, в которой ученые проанализировали факторы, движущие эволюцией человека и голых землекопов.

Как отмечают Скулачев и его коллеги, смена поколений и смерть пожилых особей являются главными двигателями эволюции для большинства животных. Это не так для землекопов и человека – мы отказались от биологической эволюции в пользу технологического прогресса, а голые землекопы вышли из этого "круговорота жизни и смерти" благодаря уникальному социальному устройству их колоний, где размножается лишь две особи из нескольких десятков членов одной "семьи".

Конечным продуктом этих изменений, по словам биологов из МГУ, является так называемая неотения. Образно выражаясь, землекопы "не взрослеют" и сохраняют детские черты на протяжении всей своей жизни. По словам Скулачева, его группе удалось выделить 43 признака неотении в анатомии, биохимии и работе мозга землекопов, которые отсутствуют у крыс и других грызунов.

Так художник представил себе процедуру омоложения в будущем
Ученые впервые омолодили мышь при помощи генной терапии

К примеру, нейроны землекопов сохраняют пластичность на протяжении всей своей жизни и ведут себя, как клетки новорожденных особей. При этом сами животные очень медленно растут и взрослеют, их кости сохраняют высокую плотность и массу на протяжении всей жизни, в их теле медленно образуются оксиданты и другие опасные молекулы. Кроме того, вероятность умереть для этих животных остается постоянной на протяжении как минимум 25 лет жизни. Это говорит о том, что болезни поражают их одинаково редко как в молодом, так и в "пожилом" возрасте.

Что самое интересное, неотения, хотя и в менее выраженной форме, характерна и для человека. К примеру, форма нашего черепа и вся анатомия тела мало меняется по мере роста организма. Детеныши обезьян больше напоминают по своему виду людей, чем обезьян. Соответственно, можно ожидать, что в будущем эволюция сделает людей похожими на голых землекопов.

"Если старение – программа, то его можно замедлить, и такая возможность уже частично реализована с помощью естественного отбора. Но мы, люди, уже давно не полагаемся на "черепашью" скорость эволюции. Мы используем достижения технического прогресса для решения своих задач, и пришла пора применить его против старения", — продолжает Скулачев.

Эксперименты на мышах помогут подобрать ключ к программе старения
Ученые из МГУ успешно протестировали вещество, замедляющее старение

Часть этих задач, как рассуждает академик, можно решить при помощи веществ, замедляющих старение отдельных компонентов организма человека. К примеру, недавно его группа протестировала работу вещества SkQ1, замедляющего разрушение митохондрий. Доказано, что вещество продлевает жизнь мышам, страдающим от преждевременного старения. Возможно, открытие других веществ, подавляющих оксиданты и агрессивные молекулы, позволит добиться того же эффекта, который доступен голым землекопам от природы.