В НАСА выяснили, что год жизни в космосе омолодил клетки Скотта Келли

© Flickr / NASAАстронавт Скотт Келли (слева) и его брат-близнец Марк Келли. Архивное фотоАстронавт Скотт Келли (слева) и его брат-близнец Марк Келли. Архивное фото

МОСКВА, 2 фев – РИА Новости. Ученые из НАСА подвели первые итоги эксперимента по наблюдениям за здоровьем Скотта Келли, прожившего на борту МКС более года, и его брата Марка Келли, жившего в это время в схожих условиях на Земле, сообщает Space.com

Экипаж Союза ТМА-18М перед закрытием люков. 2 марта 2016
Келли считает российского космонавта Корниенко другом на всю жизнь
"Теломеры Скотта Келли начали удлиняться в космосе, что может быть связано с пониженным потреблением пищи и повышенным уровнем физической активности на борту МКС. Но когда он вернулся на Землю, теломеры опять начали сокращаться. Что интересно, в ноябре теломеры и Скотта, и Марка сильно сократились, что может быть связано с каким-то тревожным событием в их семейной жизни", — заявили представители НАСА, чьи слова приводит Space.com.

Теломеры представляют собой концевые участки хромосом, защищающие их от поломок, и на протяжении всей жизни человека они постепенно укорачиваются. Сокращение теломер до определенной критической точки переводит клетку в "режим старости", выключая ее из работы организма.

Иными словами, можно говорить о том, что жизнь в космосе по каким-то пока не известным причинам приводит к тому, что процесс клеточного старения или полностью останавливается, или даже обращается вспять.

Скотт Келли и Марк Келли, как рассказали НАСА, участвовали в любопытном эксперименте, в рамках которого медики американского космического агентства пытались оценить то, как жизнь на орбите влияет на здоровье человека. Скотт и Марк являются однояйцевыми близнецами и их жизнь протекала схожим образом – оба из них являются астронавтами, что позволило ученым решить эту задачу максимально строгим образом.

Спускаемая капсула корабля Союз ТМА-18М с участником годовой миссии Скоттом Келли. 2 марта 2016
Брат-близнец астронавта Келли не нашел в нем существенных изменений
Забрав пробы крови и других тканей перед и после годовой "командировки" на МКС, медики НАСА сравнили их и выделили несколько других интересных изменений, помимо удлинения теломер, которые вызвала жизнь в космосе.

К примеру, длительная жизнь в космосе, как и подозревали ученые раньше, приводит к замедлению темпов формирования костей, а также вызывает небольшие негативные изменения в скорости и точности работы памяти. И тот, и другой негативный фактор, как подчеркивают в НАСА, были недостаточно большими для того, чтобы вызвать серьезные проблемы для здоровья человека при путешествии к Луне или к Марсу.

Еще одним интересным наблюдением стало открытие того, что жизнь в космосе может усиливать воспаления, повышая уровень жиров и гормонов в теле, а состав микрофлоры в кишечнике Скотта Келли заметно поменялся во время жизни на орбите. После того, как он вернулся на Землю, и то, и другое пришло в норму.

Астронавт НАСА Скотт Келли (США)
Астронавт Келли рассказал о том, что ему снится на МКС
Что еще интереснее, однояйцевые близнецы оказались не полностью идентичными с генетической точки зрения – расшифровка их РНК и ДНК показала, что свыше 200 тысяч сигнальных РНК, регулирующих работу различных генов, содержались в клетках Скотта и Марка в разных количествах. Эти различия, как отмечают ученые, могли быть вызваны как новоприобретенными мутациями, так и самим фактом попадания в космос. Что именно породило их, биологи пообещали узнать в ходе последующего анализа образцов.

По словам НАСА, финальный отчет по здоровью близнецов Келли будет опубликован во второй половине года в одном из престижных научных журналов. Эти данные и публикации, как надеются исследователи, помогут НАСА и всей Земле в целом подготовиться к путешествию на Марс и другие планеты.