Генетики раскрыли причины распространения эпидемии ожирения в России

© Fotolia / alexandre zveigerСтудент обедает за компьютеромСтудент обедает за компьютером

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Специалисты Genotek выяснили, что примерно 82% россиян являются носителями особого варианта гена аппетита FTO, который делает их склонными к набору лишнего веса и развитию ожирения, сообщает пресс-служба компании.

"Наше исследование было нацелено на определение предрасположенности к избыточной массе тела и составление рекомендаций для таких пациентов. Комплексный подход при выявлении причин заболевания позволяет найти максимально эффективное решение", — заявил генеральный директор Genotek Валерий Ильинский.

Избыточный вес. Архивное фото
Генетики нашли нового кандидата на роль "главного" гена ожирения
Ген аппетита FTO, один из первых и самых известных кандидатов на роль "гена ожирения", был открыт британскими генетиками почти десять лет назад — в конце 2007 года, в ходе одного из первых проектов по массовому сравнению геномов жителей Европы. Позже ученые выяснили, что склонность к ожирению определяют не только мутации в FTO, но и его взаимодействие с соседними участками ДНК, а также множество других генов, в равной степени претендующих на роль главного регулятора массы тела.

К примеру, мутация в участке rs1558902, расположенном внутри FTO, статистически связана с повышенным индексом массы тела, ускоренным накоплением жира. Ее наличие повышает шансы развития диабета и ожирения.

По словам Ильинского, ученые, работающие в Genotek, воспользовались обширным архивом геномов клиентов компании, чтобы понять, как часто эта мутация встречается в геномах россиян. Для подобного анализа генетики использовали данные, накопленные за прошлый год, когда примерно две тысячи молодых людей сдали образцы ДНК и согласились принять участие в эксперименте.

Бургер с картофелем фри и соусом
Ученые объяснили, почему западная диета ведет к ожирению
Расшифровка и сравнение ДНК показали, что примерно половина (49%) участников исследования имеет эту мутацию в одной копии гена FTO, что приводит к повышению индекса массы тела на 0,13-0,18 единиц. Для человека со средним ростом в 170 сантиметров это выражается в 500 граммах лишнего веса. Еще треть добровольцев были носителями сразу двух копий мутации в rs1558902, что, по словам генетиков, повышает вероятность развития ожирения в 1,7 раза.

В соответствии с данными ВОЗ, примерно треть населения Земли сегодня страдает от ожирения, причем в некоторых странах, таких как Великобритания и страны Ближнего Востока, лишний вес зафиксирован более чем у половины населения.

По текущим прогнозам, число жителей Земли с лишними килограммами к 2025 году достигнет 2,7 миллиарда, в то время как количество людей с крайними формами ожирения увеличится до 17%, а число людей с лишним весом составит около 46%.

Студенты едят пиццу
Учеба в университете ведет к ожирению, выяснили ученые
В России, по текущим оценкам НИИ питания, с этой проблемой сталкиваются примерно 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет. В будущем их число будет только расти.

Поэтому выработка стратегий борьбы с ожирением и определение вероятности его развития сегодня является приоритетом для ученых. Как отмечает Ильинский, если человек будет знать о наличии этих мутаций, то сможет выработать оптимальную диету, которая поможет поддерживать вес в норме.