Ученые выяснили, как "зомби"-паразит кошек управляет мозгом человека - РИА Новости, 10.06.2016

Ученые выяснили, как "зомби"-паразит кошек управляет мозгом человека

© Фото : Wendy Ingram, Adrienne GreeneМышь, вылеченная от токсоплазмоза, не потеряла своего бесстрашия перед запахом и видом кошек
Паразит домашних кошек токсоплазма, часто заражающий их владельцев, манипулирует поведением животных и даже человека, управляя уровнями глутамата, важнейшей сигнальной молекулы, которой обмениваются клетки мозга.

МОСКВА, 10 июн – РИА Новости. Паразит домашних кошек токсоплазма, часто заражающий их владельцев, манипулирует поведением животных и даже человека. Он управляет уровнями глутамата, важнейшей сигнальной молекулы, которой обмениваются клетки мозга, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Pathogens.

"Не стоит сильно волноваться – мы живем с этим паразитом уже долгое время. Токсоплазма не хочет убить нас и потерять свой "дом". Для того, чтобы избежать инфекции достаточно хорошо прожаривать мясо и тщательно мыть руки и овощи. Беременным женищнам, в свою очередь, не стоит трогать руками лоток с кошачьим туалетом и менять его содержимое", — заявила Эмма Уилсон (Emma Wilson) из университета Калифорнии в Риверсайде (США).

Токсоплазма (Toxoplasma gondii) — внутриклеточный паразит, обычно обитающий в кишечнике домашних кошек. Широкая распространенность этого патогена среди питомцев и их хозяев заставила ученых обратить на него внимание в последние годы.

Кошки
Ученые: кошки помогают распространению провоцирующего суициды паразита
Оказалось, что токсоплазма способна менять поведение хозяина, вызывая необратимые изменения в работе мозга. Они делают мышей "бесстрашными" при виде и запахе кошек, а людей — склонными к суициду и нерациональным поступкам, а также необъяснимым приступам ярости.

Уилсон и ее коллеги раскрыли возможный механизм того, как токсоплазме удается менять поведение своего хозяина и манипулировать работой его мозга, наблюдая за изменениями в мозге мыши при заражении токсоплазмозом.

Как оказалось, после проникновения токсоплазмы в нейроны заметно менялось их взаимодействие с молекулами глутамата – аминокислоты, играющей роль одного из главных химических переносчиков информации между нервными клетками.

Как правило, чем больше этого вещества в межклеточной среде, тем активнее "общаются" клетки мозга. Повышение его концентрации может привести к крайне негативным последствиям – воспалению и смерти нейронов.

Бенгальский кот с его владельцем. Архивное фото
Ученые: "зомби"-паразит кошек может вызывать приступы ярости у людей

Токсоплазмоз, судя по наблюдениям за жизнью мышей, приводит по пока неизвестным причинам к отключению гена GLT-1 и связанной с ним "системы уборки" лишних молекул глутамата в так называемых астроцитах – особых клетках, окружающих нейроны и защищающих их от инфекций и повреждений. В результате глутамат начинает накапливаться в мозге, что и может вызвать те изменения в поведении, которые ассоциируются с присутствием токсоплазмы в теле мышей и человека.

"Нам впервые удалось показать, что заражение токсоплазмозом приводит к нарушениям в работе одного из ключевых сигнальных веществ в мозге. Это открытие показывает, что, представление о относительно спокойном и не опасном для организма характере хронического заражения Toxoplasma gondii является некорректным. Нужно понимать риск и те опасности, которые несут подобные изменения в химии мозга", — заключает Уилсон.