Ученые: мюонный сканер нашел тайную комнату в пирамиде Снофру - РИА Новости, 06.06.2016

Ученые: мюонный сканер нашел тайную комнату в пирамиде Снофру

Французские археологи применили "космические" технологии, так называемый мюонный сканер, для поиска пустот и тайных комнат в египетских памятниках архитектуры, обнаружив тайную комнату в пирамиде Снофру.

МОСКВА, 6 июн – РИА Новости. Французские археологи применили "космические" технологии, так называемый мюонный сканер, для поиска пустот и тайных комнат в египетских памятниках архитектуры, обнаружив тайную комнату в пирамиде Снофру, о чем они сообщили в своем докладе Министерству древностей Египта.

Каждую секунду в верхних слоях атмосферы Земли образуют миллионы мюонов – заряженных частиц, возникающих в результате столкновения космических лучей с молекулами газов в воздухе. Эти столкновения разгоняют мюоны до околосветовых скоростей, благодаря чему они проникают на десятки и сотни метров вглубь поверхности планеты. Каждый квадратный метр поверхности Земли, как показывают замеры ученых, поглощает около 10 тысяч этих частиц.

Французские археологи и физики из Министерства атомной энергии Франции, совместно с японскими учеными, сегодня работают над приспособлением телескопов, способных "видеть" подобные мюоны, для поиска пустот и скрытых помещений в памятниках архитектуры древности. С разрешения правительства Египта, они уже ведут подобные эксперименты в пирамидах и гробницах древних фараонов с декабря прошлого года.

Эта методика работает очень простым образом – поток мюонов убывает в воздухе и в пустом пространстве гораздо медленнее, чем при проходе через толщу пород или земли, что позволяет искать тайные комнаты по всплескам в мюонном фоне.

Гробница Тутанхамона в ЕгиптеФреска на северной стене гробницы Тутанхамона
Ученые: поиски тайной гробницы Нефертити закончились неудачей

Используя подобный подход и специальные фотопластинки, чувствительные к мюонному излучению, ученые получили первый "рентгеновский снимок" пирамиды Снофру, одного из первых сооружений такого рода в Древнем Египте, и подтвердили, что в ней действительно есть тайная комната. Она расположена в 18 метрах над уже открытой комнатой в этой пирамиде, однако ходы к ней ученые пока не открыли  — мюонный поток слишком слаб, чтобы "увидеть" их за то время, которое мюонный сканер работал в пирамиде.

Сейчас французские археологи и их египетские коллеги продолжают работать в пирамиде Снофру, а также готовятся к проведению аналогичных исследований в пирамидах Гизы и в гробнице Тутанхамона, где ученые уже проводили первые предварительные поиски тайной усыпальницы царицы Нефертити в прошлом году.

Ученые ожидают, что первые данные по пирамидам Гизы будут получены в начале июля, когда мюонные фотопластинки накопят достаточное количество столкновений с "космическими" частицами.